ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Аномальные явления климата на нашей планете регистрируются всё чаще и происходят они, порой, непредсказуемо. В последние годы и многие жители России ощутили на себе «сюрпризы» погоды: то в летний период одни регионы «накрыло» снегом, а другие за считанные часы затопило водой, то где-то посевы пострадали от июньских заморозков, а град и ураганы в южных областях нанесли существенный ущерб сельскохозяйственным посадкам. Мы живем в природном калейдоскопе: в течение четырех сезонов года вокруг меняются события или явления: выпадает и тает снег, деревья зеленеют и желтеют, прилетают и улетают птицы, цветут растения, созревают плоды и т.п. Все это – фенологические события, и мы все вольно или нет являемся фенологами, поскольку отслеживаем эти изменения в Природе. Большинство людей оценивает происходящие фенологические события в сравнении с прошлыми годами: «а вот раньше было теплее» или «когда я был маленьким, сугробы были выше крыши!». И очень мало людей не только ведут наблюдения, но и записывают даты наступления феноявлений и особенности их протекания. А ведь только благодаря систематическим записям можно составить многолетние Календари природы для места, региона или страны – путеводители по круговороту жизни. Феноло́гия – наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. На первый взгляд вести фенологические наблюдения очень просто. Но чтобы выявить многолетние изменения в природе региона или страны, нужны единые методики и подходы. Также, наблюдения за биологическими объектами должны сопровождаться метеорологическими сведениями. Такие данные собираются на метеостанциях. Кто же собирает фенологические данные? В основном, это научные учреждения, заповедники и ботанические сады. Фенология в России всегда на виду среди научных исследований, хотя и идёт скромно рядом с метеорологией. Сегодня накоплены непрерывные фенологические данные более чем за 100 лет (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Киров). В то же время есть серьезные проблемы по координации фенологических исследований, согласованию методических вопросов ведения наблюдений, обработке данных, подготовке и повышению квалификации специалистов. Однако, специальные обучающие программы в университетах, за редким исключением, практически отсутствуют. Поэтому так необходимы фенологические семинары: для обмена опытом, обучения и обсуждения и решения вопросов, связанных с практическим применением фенологических данных в сельском хозяйстве, при прогнозировании климата, а также для патриотического воспитания детей.