ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Сожаление в связи с потерей позитивных моделей будущего в последние годы стало излюбленной темой мейнстримных интеллектуалов. В США это связано с Трампом, в Европе – с ростом авторитаризма и возрождением национализма, в России – с укреплением сплава постсоветской и неолиберальной правительности. Безальтернативность данных тенденций в чем-то дублирует т.н. «капиталистический реализм» – состояние, при котором невозможно помыслить альтернативу капиталистической системе или выход из нее («легче представить себе конец мира, нежели конец капитализма»). Критика этих тенденций, как правило, указывает на то, что нынешние политически режимы разрушили все прежние позитивные идеи будущего, ничего не предложив взамен. Звучит идея о том, что с упадком марксистских социально-политических систем новые (утопические) нарративы производятся таким образом, что привлекают только определенные сегменты общества и не предлагают всеобъятных и вселяющих надежду образов будущего. В век популизма и неолиберализма, атомизация общества также означает, что утопии становятся приватизованными и атомизированными. Действительно ли нет никакой альтернативы, достаточно убедительной, чтобы привлечь широкое внимание? Такой альтернативы, которая могла бы получить развитие в разных направлениях, сохраняя нечто общее? Действительно ли все утопии зажаты в тисках жанра «будущего, обреченного на провал», научно-фантастического жанра, который не имеет политического или социального значения? Или же они могут распасться на экоутопии, феминистские утопии, техно-утопии и т.д.? Действительно ли общество, в котором мы живем, обречено грезить лишь дистопиями?