ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Конференция проводилась в рамках научного проекта «Русская литература и философия: пути взаимодействия» (ИМЛИ РАН, проект РНФ №17-18-01432). Организаторы: Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Институт философии РАН, кафедра истории русской литературы филологического факультета и философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», Мемориальная квартира Андрея Белого (Государственный музей А.С. Пушкина), Научно-исследовательский центр французского и сравнительного литературоведения MARGE, Лионский университет имени Жана Мулена, Центр по изучению философии и литературы Института философии Рейнского Боннского университета Фридриха Вильгельма. Место проведения: г. Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Конференция посвящена памяти В.Ф. Одоевского, но не ограничивается исследованием его творчества. Имя выдающегося романтика, писателя и музыкального критика маркирует важнейшую веху в истории взаимодействия литературы и философии – в 2019 году исполняется 175 лет публикации романа В.Ф. Одоевского «Русские ночи» – первого отечественного философского романа. Эта книга, увековечив метафизические искания эпохи романтизма, вместе с тем стала лучшим доказательством плодотворности синтеза художественного слова и философских исканий. Писатель философски осмыслил вечные проблемы бытия – жизни, любви, смерти, культуры и цивилизации, апокалиптические последствия реализации утопических проектов и т.д. В романе воплотилась оригинальная «философия искусства» - предназначение творца и отношение к дарованию – своему и чужому, мистическая роль музыки в выявлении скрытых основ мироздания и человеческой личности. В начале ХХ века многие открытия В.Ф. Одоевского приобрели новый смысл и оказались созвучны символистам – и поиск синтеза философии, литературы и искусства, и музыкальные предпочтения, в том числе музыки Рихарда Вагнера. В то же время антиутопическая направленность его творчества актуализируется в 1920-е годы, когда – как отклик на исторические катастрофы, ознаменовавшие приход нового столетия, - достигает своего расцвета отечественная антиутопия.