ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Пограничье отделяет. Пограничье обосабливает. Пограничье не дает размыться и раствориться во внешнем. Вместе с тем, пограничье — это зияние Другого, просвет в Чужое и Чуждое. Именно в пограничье и посредством пограничья осуществляется коммуникация. Коммуникация, разворачивающаяся в пограничье, изменяет, а зачастую и искрив-ляет коммуникирующие субъекты с тем и до той степени, чтобы контакт состоялся. Причем этому искривлению в пограничье подвержены даже самые устойчивые, инва-риантные феномены культуры. Что, как и почему пограничье трансформирует было бы интересным проследить на примере наиболее устойчивого, выверенного и строгого религиозного дискурса. Есть веские основания думать, что в пограничье представления о своей и чужой вере могли отличаться от стандартных трактовок ученых богословов. Причем отличие настолько разительно, что эти представления предпочтительнее обозначать скорее как богословствование, но не богословие. Термин «богословствование» в этом случае подразумевает как осознанную, так и не осознанную трансформацию («искривление») общепринятых идей. Как и почему пограничье судебного разбирательства, торгового и дипломатического контакта и т. п. изменяет, искривляет, трансформирует и перефор-матирует привычные и общепринятые в обществе способы богословствования? В задачи «официальных» богословов входило, в частности, проведение четких де-маркационных линий между религиями и конфессиями, разделение «ортодоксии» и «гетеродоксии». В богословствовании, напротив, эти границы могли быть размытыми настолько, что подчас возникает икушение говорить о формировании новой синкрети-ческой идеи. В то же время, важно отметить, что представления об иной вере в бого-словствовании нередко оказывались более фантастичными или анахроничными, чем у ученых богословов того времени, вопреки опыту непосредственного взаимодействия с иноверцами пограничья. Концепт «богословствование» позволяет рассматривать место соприкосновения различных религий или конфессий не как узкую, подобную лезвию, линию границы, а скорее как спорную территорию — пограничье. Такого рода пространство всегда ока-зывалось местом рождения нового феномена, характеристики которого несводимы к чертам двух коммуникирующих. Пограничье всегда принуждает двоицу к порожде-нию чего-то третьего. В рамках коллоквиума предлагается обсудить различные аспекты богословствова-ния в пограничье, причем оба термина понимаются предельно широко. Речь идет и о географическом, и о временном, и об идейном пограничье, а под «богословствовани-ем» понимаются не только теоретические системы, выходящие за рамки строгой тео-логии, но и синкретические практики, характерные для пограничья.