ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Кинематограф был одним из основных театров «культурной Холодной войны»; ведущие актеры, режиссеры, сценаристы по обе стороны «железного занавеса» принимали активное участие в формировании образов американского и советского врага. В качестве «зеркальных» образы «врага номер один», создававшиеся советской и американской пропагандой, были охарактеризованы еще в исследованиях 1960-х гг. Компаративный анализ образов врага позволит выявить как общие закономерности «кинематографической Холодной войны», так и специфические черты, присущие кинематографам двух сверхдержав. Мы предлагаем рассматривать образы врага как повод для рефлексии о дискурсивных сдвигах, эволюции страхов, трансформации отношений культуры и идеологии в период Холодной войны. Исследование кинообразов врага Холодной войны представляется тем более актуальным, что они продолжают оказывать влияние на взаимное восприятие России и США. Это происходит в том числе потому, что они активно используются в современной политике, внутренней и международной. Мы надеемся, что изучение приемов конструирования образов врага и использования их сможет внести вклад в улучшение взаимопонимания между народами России и США. Конференция, таким образом, посвящена сравнительному анализу: производства, продвижения и потребления советских и американских кинообразов «врага номер один» в период Холодной войны; культурного контекста этих образов; их сегодняшнего восприятия и использования в символической политике России и США. К обсуждению предлагается следующий круг вопросов: 1 Образы врага как междисциплинарная проблема. 2 Образы американского и советского врага в культуре СССР и США периода Холодной войны: образы врага в идеологии и философии; образы врага в визуальной культуре (карикатура, комикс, плакат, фотография); образы врага в популярной музыке; образы врага в литературе. 3 Образы американского и советского врага в кинематографе СССР и США периода Холодной войны: роль советских и американских фильмов Второй мировой войны в создании образов «врага номер один»; этапы эволюции образов врага в 1946-1991 гг.; институциональный и идеологический контроль производства, продвижения и потребления кинообразов врага; кинематографические приемы создания образов врага; специфика образов врага в детском, анимационном и неигровом кино; образы врага в историческом кинематографе; дегуманизация как прием создания образов врага; «враг внешний» и «враг внутренний»; использование кинообразов американского и советского врага в политике советской и американской идентичности; гендерные дискурсы как ресурс формирования образов врага; тема расовой / этнической дискриминации в создании образов врага; образы детей как ресурс создания образов врага; репрезентации «своего» и «чужого» пространства как ресурс создания кинообразов врага; музыка как ресурс создания кинообразов врага; семиотика кинообразов врага; лингвистические средства конструирования кинообразов врага; образы врага в киноафишах; приемы деконструкции образов врага в фильмах разрядки и перестройки; восприятие кинообразов врага зрительской аудиторией в СССР и США; соперничество и сотрудничество кинематографистов СССР и США. 4 Кинообразы советского и американского врага периода Холодной войны сегодня: рецепция фильмов Холодной войны российской и американской аудиторией; ностальгия по Холодной войне: Российская и американская перспективы; кинообразы врага Холодной войны в символической политике России и США: акторы, формы, технологии.