ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Секция проводилась при поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 21-011-00001 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века». Во все времена перед христианскими мыслителями стоит задача поиска богословского языка, с одной стороны, чувствительного к интеллектуальному климату своего времени, и в то же время, с другой стороны, сохраняющего независимость от главенствующих научно-философских парадигм. На протяжении XIX–XX столетий было сформулировано несколько крупных философско-теологических проектов, каждый из которых по-своему решал задачу выражения христианской керигмы в условиях позднего модерна. Едва ли не наиболее влиятельным – как по степени новизны, так и по обилию последовавшей критики – стала либеральная программа немецкого культурпротестантизма, в рамках которой ключевым понятием теологии стал концепт религиозного опыта. Это привело как к необходимости согласования концептуальных новшеств с традиционной церковной доктриной, так и к случаям дискредитации самого понятия христианского вероучения. Разнились и линии рецепции либеральной теологии – не только в католицизме и православии, но и внутри самого протестантизма: от дальнейшей разработки категории религиозного опыта (например, в русской религиозно-философской мысли рубежа веков, в феноменологии или философской теологии герменевтического толка) до кардинальной критики этого понятия в постлиберальных проектах. Неизменной при этом оставалась задача соотнесения философских новаций с традиционным религиозным учением. В рамках секции были обсуждены различные варианты решения указанных проблем, предложенные как западными, так и отечественными богословами и философами. Специальное внимание было уделено прослеживанию общих процессов и взаимных влияний между представителями разных программ (например, восприятие русскими философами бартианской критики в адрес либеральной теологии, феноменологические мотивы в теологии К. Барта, интерес к русской мысли М. Шелера и мн. др.). Центральными мотивами обсуждения стали: проблема церковного вероучения в либеральной теологии, диалектика религиозного переживания в феноменологии религии, критика религиозного опыта с точки зрения диалектической теологии, диалог русского академического богословия и религиозной философии в XIX–XX вв., проблема взаимных влияний в немецкой и русской религиозной мысли.