ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В искусствознании тема портрета – одна из наиболее привлекательных и, вместе с тем, неоднозначных. Её изучение сопряжено со множеством методологических проблем и противоречий, лежащих, в том числе, в плоскости психологического восприятия портретного образа. Само определение портрета, границы жанра и критерии его дефиниции кажутся ускользающими не только в отношении искусства "допортретных" эпох - античности и средневековья, но и более поздних периодов. Разнообразные смысловые доминанты определяли характер портрета на протяжении времени. Он мог быть магической заменой отсутствующего, носителем памяти, документальным свидетельством, интеллектуальной конструкцией, отражающей, к примеру, социальные характеристики и ценности общества, независимым художественным высказыванием. Он служил разным целям - от актуальной пропаганды до частного благочестия, обращался к миру реальному и трансцендентному, апеллировал к современникам и потомкам, ориентировался на историческую перспективу. Но, так или иначе, портрет всегда был и остается связан с персоной, личностью, за ним стоящей. Поэтому дискуссии о соотношении образа и модели, о "веризме", "реализме", психологизме, идеализации, об индивидуальных и типических характеристиках портретного образа ведутся постоянно. Портретное мифотворчество, "обман сходства", формирование субъективного ощущения достоверности или, напротив, балансирование на грани индивидуального и идеального (всегда понимаемого по-разному) - это то, с чем мы сталкиваемся постоянно, исследуя портреты разных периодов. На сегодняшний момент ясно, что нет единого подхода к изучению столь сложного явления. Предлагаемая конференция, по нашему замыслу, должна стать площадкой для тематической научной дискуссии, в рамках которой исследователи смогут, с одной стороны, представить результаты своих новейших исследований о предмете, с другой - обменяться мнениями и обсудить фундаментальные теоретические и методологические вопросы изучения портрета. Цель – выявление логики и механизмов, которые лежат в основе создания портрета в том или ином его проявлении, понимание его многообразных функций (социальной, идеологической, психологической и пр.), поиск методов, адекватных предмету исследования. Магистральная тема конференции – античный портрет, однако организационный комитет приглашает к участию специалистов, работающих с другими художественными традициями Древнего мира, а также исследователей искусства всех эпох и стран, для которых обсуждение феномена портретности является актуальным. Отдельную часть конференции предполагается отвести проблемам, связанным с воспроизведением и восприятием античной портретной традиции в европейской культуре Нового времени, трансформации портретных форм и жанров, берущих начало в древности, а также феномену ретроспективного портрета и портрета в старинном вкусе в различных культурах Запада и Востока. Для участия в конференции приглашаются коллеги – специалисты истории скульптуры, живописи, рисунка, книжной миниатюры, нумизматики. К обсуждению предлагаются следующие возможные темы: Теоретические, методологические и терминологические проблемы изучения античного портрета; Портретные изображения, выполненные в различных материалах, техниках, форматах, на различных носителях (скульптура, живопись, глиптика, нумизматика); Античные портреты в контексте: связь портретных изображений с общественно-репрезентативной, религиозной, погребальной и другими сферами жизни; Античные портреты в составе групп, ансамблей, "галерей"; Проблема репрезентации индивидуальности в античном искусстве: внешность человека, его характер и атрибуты, исторические и аллегорические аллюзии; Влияние античной иконографии на средневековый и ренессансный портрет; Средневековые бюсты-реликварии; Портретный бюст и портретная медаль в искусстве Нового времени; Heroic portrait в искусстве Ренессанса и портрет-аллегория в европейском искусстве Нового времени; Воображаемый портрет и портрет-ретроспекция в античности и в Новое время; Портрет в античном вкусе в искусстве классицизма и неоклассицизма; Портрет "в старинном вкусе" в культурах различных стран и эпох; Рассуждения о человеческом облике, характере и об искусстве портрета в письменных и эпистолярных источниках, художественной литературе, теоретических трактатах и художественной критике.