ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Что обычно понимают под театральностью в кино? Некий повышенный характер аудиовизуальной условности (заметный грим и эффектные костюмы, особая экспрессивность актёрского жеста, игры; подчёркнутая декоративность «сценического» пространства), «неестественность» слова и наигрыш чувства (противником такой театральности был, к примеру, Р. Брессон). Тот факт, что современный кинематограф с его огромными возможностями, продолжает обращаться к театру (фильмы П. Гринуэя, Т. Стоппарда, К. Муратовой, Ж. Риветта, А. Рене, М. де Оливейры, Р. Полански и др.), заставляет пересмотреть стандартное представление о театральности кино и сформулировать те области смысла, которые кино может, благодаря театру, по-новому разрабатывать. Театр «заражает» современный кинематограф («театр как чума» у А. Арто), заставляет меняться, осваивать новые территории. Присутствие театра в фильме актуализирует различные оппозиции: смысловые (настоящее – фальшивое, жизнь – сцена, человек – актёр, лицо – маска), структурные (центростремительное пространство сцены и центробежное – кинокадра), технологические (съёмка «настоящего» театрального спектакля и театральная постановка как часть фильма). В кино могут воплощаться самые разные виды театральности – театральность, свойственная драматургу (театральность У. Шекспира, А. Чехова, Ф. Гарсиа Лорки, Л. Пиранделло, П. Клоделя), режиссёру (А. Арто, Ж.-Л. Барро, Б. Брехт, Е. Гротовский). Это неизбежно приводит к трансформации киноязыка, к рефлексии о пределе его возможностей. Участникам конференции предлагается сфокусировать внимание на одном из аспектов коммуникации кино с театром и попробовать ответить на вопрос: как такое кино взаимодействует со зрителем. Если в фильм интегрировано театральное пространство (оппозиция сцена – зал), «живой» театральный спектакль, утрированная актёрская игра, что это даёт зрителю фильма? Какие новые смыслы возникают при воспроизведении в кино самого факта зрелища, которое разыгрывается непосредственно, в нашем присутствии, «сейчас»? Как театральность работает в отсутствие сцены и собственно театра, что «остаётся» от неё в кино? Как меняется восприятие телесного, тактильного в кино? Какие варианты нового зрительского вовлечения в фильм, зрительской реакции возможны благодаря «театру в кино»? К участию в конференции приглашаются культурологи, филологи, театроведы, киноведы, философы – те, кого интригует сочетание театральности и кинематографичности, кто готов увидеть в этом не просто формальную проблему, но повод поразмышлять о диалоге двух медиа и тех новых смыслах, которые всегда создаёт их встреча.