ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Медиалингвистика: актуальные тренды и направления Медиалингвистика, предметом которой является функционирование языка в средствах массовой информации, с момента своего становления в 2000 году проделала большой путь: получила статус самостоятельной научной дисциплины, разработанную теорию, методологию, терминологический аппарат, устойчивую внутреннюю структуру. Сегодня интерес к медиалингвистическим исследованиям весьма заметен, медиалингвистика активно включается в программы конференций, с 2014 года Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского университета запустила специальный сайт «Медиалингвистика ХХI век», с 2015 выходит журнал «Медиалингвистика», огромный интерес к достижениям медиалингвистики проявляют в Китае и даже в Кении. Традиционно внимание учёных, занимающихся различными аспектами функционирования языка в СМИ, концентрировалось вокруг следующих ключевых тем, задающих вектор исследований: 1) определение внутрилингвистического статуса языка СМИ, его описание с точки зрения базовой парадигмы язык - речь, текст -дискурс; 2) возможности функционально-стилевой дифференциации медиа-дискурса, классификация текстов по степени реализации в них основных функций языка и каналу распространения (пресса, радио, телевидение, Интернет); 3) типология медиаречи, диапазон жанрово-видовой классификации текстов массовой информации, выделение основных типов текстов – новости, информационная аналитика и комментарий, публицистика (features), реклама; 4) лингвостилистические особенности основных типов медиатекстов; 5) экстралингвистические составляющие медиадискурса, как-то: производство, распространение и восприятие медиатекстов, социо-культурный и идеологический контекст, интерпретационные свойства медиаречи, особенности реализации метасообщения, культуро-специфические признаки; 6) лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание (лингвистическая составляющая техник пропаганды, манипуляции, приёмов информационной политики и информационного менеджмента, связей с общественностью); 7) сопоставительное изучение лингвомедийных практик различных стран. Перечисленные темы образуют базовую, стержневую парадигму медиадингвистических исследований, состоящую из трёх обязательных компонентов: Язык- Речь- СМИ, которая, однако, может расширяться за счёт включения новых значимых составляющих, например, Язык-Речь-СМИ-Политика, Язык-Речь-СМИ-Культура. Понятно, что все составляющие постоянно развиваются и обновляются, отражая естественное развитие языка и речи. Но особую динамику данной парадигме придаёт компонент СМИ – средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии, стремительное совершенствование которых оказывает заметное влияние на состояние других компонентов. Именно СМИ и задают постоянно обновляющийся вектор медиалингвстических исследований. На чём же сосредоточено внимание медиалингвистов сегодня? Какие наиболее актуальные тренды и направления можно выделить? Конечно, в центре исследовательского интереса остаётся медиатекст, который рассматривается как неразрывное единство вербальной и медийной части, актуализованное в определённом медиформате. Однако наряду с привычными подходами формируется новые поля для изучения. К ним относятся, например, такие как: 1) Изучение соотношения вербальной и медийной частей, роль иллюстраций, видеоряда (иллюстрация, дополнение, коннотация, ассоциация, контраст) анализ жанрово-форматной динамики медиатекстов (мэмы, лонг-риды, и т.п.) 2) Медиадискурс – три подхода к определению, диверсификация жанров, собственно медиатексты, создаваемые профессионалами (новости, информ аналитика и комментарий, публицистика, реклама) и постоянно увеличивающийся корпус текстов, распространяемых в сети Интернет любым пользователем. 3) Новостной дискурс – являясь стержневым компонентом дискурса массмедийного новости привлекают всё больше внимания, информационная модель, переосмысление формата в контексте усиления информационного противостояния (fake news, post-truth, alternative facts) 4) Лингвомедийные средства информационного противоборства лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание (лингвистическая составляющая техник пропаганды, манипуляции, приёмов информационной политики и информационного менеджмента, связей с общественностью); 5) экстралингвистические составляющие медиадискурса, как-то: производство, распространение и восприятие медиатекстов, социо-культурный и идеологический контекст, 6) интерпретационные свойства медиаречи, особенности реализации метасообщения, культуро-специфические признаки; 7) сопоставительное изучение лингвомедийных практик различных стран, или сравнительная медиалингвистика.