ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Сообщение посвящено характеристике одной из граней русского портрета эпохи барокко в контексте общего взгляда на темпы протекания процесса становления искусства Нового времени в России. Как известно, напряженный и заряженный энергией объявленного разрыва с многовековой художественной традицией период петровского времени сменился в середине столетия более стабильным этапом. В этих условиях новые правила и нормы вступают в более «мирные» отношения с памятью о прошлом. В опоре на эту память и продолжает осваиваться схема портрета Нового времени, в которой существенную роль играют такие устойчивые мотивы как поза, жест, ландшафтный фон, напрямую связанный с предметным цветом колорит. В трактовке самих этих мотивов и их взаимодействия можно заметить тягу к стабильности в понимании времени и пиетет к плоскости в воспроизведении пространства. Между тем известная недвижность это не только признак парсунной традиции, о чем неоднократно писали исследователи, но и отражение природных качеств эмблемы, что предполагает соответствующее «погружение» в среду аллегорий и риторических ссылок, правда, более явное у иностранных, чем русских портретистов. Общим местом становится и ориентация на образец, которая в сообщении рассматривается в связи с барочной традицией множественных уподоблений. В конечном итоге, можно сделать вывод, что генеральная линия русской портретной живописи в середине века теряет в новаторстве, но зато демонстрирует пример более естественного, чем в петровское время развития национальной художественной школы. Однако это лишь видимая часть айсберга проблем и вопросов.