ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Механизм управления природоохранной деятельностью в различных странах специфичен, но общим является то, что он представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. Например, в Западной Европе с 1973 года разрабатываются специальные программы охраны природы. На уровне ЕС европейские страны разрабатывают цели, принципы и основы для законодательных актов в области охраны природы, а внедряет их каждая страна самостоятельно на базе имеющихся традиций и опыта. Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следят государственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимита, плата за квоту все равно взимается. С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды. Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя, местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение». Экономические меры управления качеством окружающей среды весьма разнообразны: налоги на продукты, потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог на бензин, содержащий свинец); целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования); налоговые льготы. В настоящее время получил широкое распространение метод ступенчатого назначения платежей. Этот метод более эффективен, чем назначение предельного значения выбросов. С целью систематизации можно сгруппировать все методы охраны окружающей среды по трем группам: Нефискальные методы Методы, связанные с государственными доходами Методы, связанные с государственными расходами 1. В условиях экономической нестабильности и сложной экологической обстановки, которая сложилась в России, наиболее эффективным средством являются государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот. 2. Использование рыночного механизма купли-продажи лицензий на загрязнение окружающей природной среды следует развивать, однако этот метод в своей основе имеет отрицательные нравственные корни. В то же время возможна модификация данного метода в рамках федеральной программы, тогда метод получает другую, нравственно оправдываемую основу – выполняется принцип «загрязнитель платит». Метод играет стимулирующую роль и участвует в функции перераспределении денежных средств.