![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Даже самый внимательный наблюдатель, в отличие от кино- или видео-камеры, не способен удержать в памяти, а тем более, сколько-нибудь адекватно воспроизвести и выразить словами происшедшее. Единственный способ достаточно полно запечатлеть неповторимость уходящего времени предлагает язык кинематографа. К тому же монтаж способен не только тактично убрать все второстепенное, но и создать иллюзию целостности происходящего. В результате получается, своего рода «кинограмма события», или «визуальная онтология» этого события как репрезентация сущностных для данного культурного сообщества проявлений. В МГУ раньше существовала кафедра кино (точнее – кафедра научной фотографии и кинематографии). Таких общеуниверситетских кафедр в СССР было всего две – в Москве и Ленинграде, в котором она была закрыта довольно быстро, а в МГУ продержалась до 1984 года. Замысел, деятельность и история этой кафедры достойны отдельного повествования, но достаточно напоминить, что она привила многим нужные навыки и даже оказала влияние на судьбы некоторых выпускников МГУ Кинолаборатория кафедры кино предоставляла возможность визуального исследования мира в полной мере. Хотя в те годы кинолаборатории существовали и в других вузах Советского Союза, но, как правило, они снимали преимущественно хронику жизни учебного заведения. В МГУ же в основном проводили исследовательские съемки по тематике различных научных дисциплин. Будучи создана сразу после строительства комплекса МГУ на Ленинских горах, кинолаборатория была оснащена достаточно современной для того времени, на уровне хороших профессиональных студий, кинотехникой для производства специальных видов съемок, включавшей мультстанок, стационарные и ручные кинокамеры, скоростные и цейтраферные установки, негативный монтаж и проявочную машину. Такой исследовательский, экспериментальный, межфакультетский статус давал возможность не только работать с творческими людьми разных факультетов над передовыми направлениями как естественных, так и гуманитарных наук, но и делать из исследовательских материалов фильмы, не оглядываясь на стандартные требования и ограничения, в рамках которых приходилось работать кинематографистам на больших киностудиях. Правда, эти работы смотрели в основном сотрудники и студенты университета, и лишь изредка фрагменты съемок включались в телевизионные программы. На этом фундаменте преобразованная на видеотехнологию лаборатория в течение четверти века сформировала уникальный по содержанию и объему видеоархив, посвященный традиционной культуре старообрядчества.