ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последнее время всё больше обращают внимание на роль окислительной системы в метаболизме нервной ткани при патологии. Так, с механизмами оксидативного стресса связывают повреждения мозга при ишемии (Gallant et al., 2000), нейродегенеративных заболеваниях (Yan et al., 2012), а также снижение функциональных возможностей в стрессовых, невротических состояниях (Гуляева и др., 1989). Актуальным становится вопрос коррекции патологических состояний с помощью влияния на антиоксидантную систему мозга. В данной работе предпринята попытка выявить поведенческие эффекты влияния препаратов антиоксидантного действия: природного дипептида карнозина и синтетического водорастворимого аналога витамина Е - тролокса. Белые беспородные крысы в течение 10 дней обучались реакции избегания в челночной камере в условиях электроболевого стресса. Препараты вводились за 1 час до опыта внутрибрюшинно в дозе 100мг/кг (карнозин) и 10мг/кг (тролокс). Динамику обучения оценивали по доле реакций избегания и критериям, отображающим качественную сторону процесса. Так, критерием первого проявления памятного следа служила реакция избегания в 1-2 пробе опыта. В качестве критериев прогресса в формировании навыка выбрано появление 3 избеганий подряд и воспроизведение реакции на уровне 75% от числа проб. У животных под воздействием карнозина динамика обучения до 4 опыта не отличается от контроля: в 3 опыте наблюдается первое проявление памятного следа, а в 4 реакция избегания проявляется 3 раза подряд – начинает формироваться устойчивый навык. Но уже в 5 опыте у 41% группы навык воспроизводится на уровне 75% проявлений в опыте, в то время как у контроля процесс формирования навыка оказывается растянут (только к 8 опыту у 33% животных выполняется поставленный критерий). В то же время, характерной особенностью воздействия тролокса было замедление обучения как на начальном этапе, так и при формировании навыка. Первое проявление памятного следа у животных наблюдалось только в 4 опыте, реакция избегания проявлялась 3 раза подряд в 6 опыте, и только к 8 опыту 29% животных достигают 75% критерий устойчивого воспроизведения. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о значимости антиоксидантной системы при обучении в условиях электроболевого стресса и способности препаратов антиоксидантного действия непосредственно влиять на скорость и успешность обучения. Возможно, общее замедление всех стадий обучения под воздействием тролокса, связано с его способность выступать в качестве прооксиданта при больших дозах.