ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Традиционно принято считать, что мифология, а затем религия первыми давали объяснение всему происходящему в природе. По мере развития естественных наук всё большее число феноменов окружающей действительности находили разумное объяснение. Но, по выражению Альберта Эйнштейна, "процесс научных открытий — это, в сущности, непрерывное бегство от чудес". Действительно, человеку становится скучно жить в мире, где всё объяснено. Так возникает научная фантастика как жанр литературы и кинематографа, и как способ мышления. Иначе говоря, наука используется для создания новых сказочных миров. Она становится игрушкой в руках воображения, а НТП – новой религией. Номинированный на «Эмми» самый интеллектуальный телевизионный сериал современности, проект Дж. Дж. Абрамса «Грань» (в оригинале – Fringe) наряду с переосмыслением фундаментальных научных концепций и передовых разработок, таких как квантовая сцепленность, принцип неопределённости Гейзенберга, клонирование и нанотехнологии, также активно исследует возможности человеческого разума и факт эмоционального воздействия человека на окружающий мир. Наука и человек неразрывны, утверждают создатели фильма – хотя бы потому, что все все научно-технические достижения созданы людьми и для людей: любая наука, в том числе физика или философия, становится никому не нужной, если в уравнении отсутствует Человек. «А что, если дело не в физике, а в людях? Два объекта, даже находясь на большом расстоянии, взаимодействуют друг с другом – это принцип квантовой сцепленности. Разве любовь – не то же самое?», задаются вопросом главные герои, пытаясь ликвидировать возникающую в центре города воронку, грозящую стать настоящей чёрной дырой (эпизод 3x14 «6Б»). Если теория струн верна, это значит, что наш мир, каким мы его знаем, – всего лишь один из «пузырей» в так называемой «пене миров», лишь одна статистическая вероятность из множества других вероятностей, только один ответ из множества других ответов на главный вопрос бытия. Можно ли говорить о случайности существования? Каковы отношения между людьми-двойниками, населяющими параллельные миры? Можно ли поставить между ними знак тождества? И где же, наконец, кроется человеческое сознание и так называемая «душа»: они общие для одного типа людей, или каждая альтернативная вариация человека – разное существо? И хотя в соответствии с выбранным «растянутым» форматом многосерийный фильм «Грань» больше задаёт вопросы, чем даёт ответы, эта работа ставит своей целью пролить свет на обилие философских категорий в «Грани» и на примере этого творения Дж. Дж. Абрамса, создателя нашумевшего «Остаться в живых», показать успешность применения физических и философских идей в продукте массовой культуры, рассказать о том, как многие, казалось бы, сугубо научные концепции (т.е. имеющие ценность лишь для теоретической физики) на удивление схожи с эмоционально-психологической стороной человеческой личности. Материалом исследования служат эпизоды телесериала «Грань» (Fringe, производство Warner Brothers Television и Bad Robot Production) с пилотной серии первого сезона по текущие эпизоды третьего сезона (март 2011).