![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Стратегии принятия решений изучаются в рамках различных направлений психологического знания. Основные идеи исследований мотивации достижения, жизнестойкости, когнитивных стилей и многих других можно проинтерпретировать в данном контексте несмотря на использование несколько отличной терминологии. На Западе наибольшее внимание принятию решений уделяется в когнитивной психологии, к примеру, в работах Д. Канемана и А. Тверски, рассматривающих, в первую очередь, факторы, влияющие на итоговый выбор, субъективную оценку рисков [3]. В отечественной психологии принятие решений так же активно исследуется, в первую очередь в рамках деятельностного подхода. Были разработаны различные методики исследования индивидуальных особенностей принятия решений, к примеру опросник «ЛФР-25»[4]. Данная проблематика остается на сегодняшний день достаточно неоднородной, в том числе и в отношении общих представлений и терминологического базиса. По мнению Т.В. Корниловой, многочисленные эмпирические исследования стратегий принятия решений дают предпосылки для интеграции теоретических представлений, указывая на то, что на этот процесс могут влиять различные новообразования и их сочетания в конкретной ситуации у конкретного человека[5]. Стратегии принятия решений весьма неоднородны, однако возможно выделение некоторых общих факторов, как внешних, так и внутренних, определяющих набор стратегий индивида и их использование в различных ситуациях. На наш взгляд, большой интерес представляет собой исследование принятия решений в ситуации неопределенности, когда присутствует активный поиск альтернатив. В подобных условиях оценить влияющие на процесс факторы значительно сложнее. Принятие решений в условиях риска относится, в большей степени, к отдельным областям человеческой деятельности, например, торговле, управлению. При этом структурирование ситуации неопределенности в деятельности представлено при решении повседневных и профессиональных задач значительно шире. В клинической психологии исследованию стратегий уделяется больше внимания в нейропсихологии, к примеру, в исследованиях с использованием игровой методики Iowa gambling task [6], [7]. В патопсихологии число исследований заметно ниже [1], однако еще в 1986 году Б.В, Зейгарник отмечала важность изучения стратегий познавательных процессов, в том числе мышления [2], что, в нашем понимании, в значительной степени связано с тематикой принятия решений, так как этот процесс является важной характеристикой личностных и когнитивных особенностей, определяющих деятельность испытуемых. Специфика патопсихологического эксперимента, заключающаяся в качественном анализе, позволяет подойти к принятию решений именно с точки зрения процесса. Понимание динамики и структуры, исследование «развернутого» процесса дает возможность обнаружить сами стратегии. Важность исследования стратегий принятия решений и их поиска состоит в том, что в условиях нормального функционирования различные стратегии могут успешно выполнять свою адаптивную функцию. В случае измененных условий функционирования, в условиях болезни, может раскрываться различная их эффективность, ее сохранение в одних случаях, и снижение - в других. Так же можно предположить, что возможно различное проявление стратегий при разных типах нарушений и преморбидных особенностей боль ных. В нашем исследовании на группе здоровых испытуемых разных возрастов была реализована попытка создания комплекса методик, который позволил бы оценить, как процесс принятия решений, так и некоторые личностные черты, которые, по нашему мнению, могут в значительной степени детерминировать специфику индивидуальной стратегии. Результаты говорят о значительном разнообразии проявлений индивидуальных особенностей испытуемых в процессе выполнения, что позволяет предположить его информативность для исследования поведенческих, аффективных и когнитивных особенностей,как группы нормы, так и клинической. При этом необходимо отметить различную степень информативности методик, в связи с чем целесообразным видится дальнейшее усовершенствование комплекса для повышения соответствия задаче качественного анализа деятельности испытуемых. Выявленные особенности выполнения заданий отдельными испытуемыми можно соотнести с некоторыми, пока гипотетическими, типами стратегий. Было отмечено влияние ярко выраженных личностных черт на характер выполнения заданий. При этом неоднородность полученных результатов указывает на целесообразность дальнейшего исследования группы нормы. В целом, по результатам исследования можно сделать предположение о существовании большой вариативности стратегий поиска решений у здоровых испытуемых, а также о наличии динамики их проявления в ситуации неопределенности, создаваемой как стимульным материалом, так и особенностями экспериментальной ситуации. Можно предположить существование некоторых структурных элементов, которые формируют между собой и в сочетании с другими личностными особенностями ту констелляцию, которая определяет типичные индивидуальные стратегии принятия решений и их проявление в конкретной ситуации. Нарушения в условиях болезни усложняют неоднозначную структуру, обеспечивающую процесс принятия решения, поэтому для эффективного исследования может потребоваться дополнительное исследование этих процессов в норме и систематизации имеющихся подходов к их пониманию. Так же необходима последовательная адаптация этих идей с учетом специфики клинической группы.