ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Введение компетентностного подхода в ВГОС ВПО третьего поколения и переход в школьных стандартах второго поколения к сочетанию предметных, надпредметных и личностных компетенций как способа фиксации результатов обучения имеет общую проблему: отставание методики от требований стандарта. К широкому введению деятельностного подхода в процессе образования массового не готовы ни школьное, ни вузовское сообщества преподавателей. Следует констатировать углубляющееся отставание методики от требований стандартов. Вводимые стандарты дают возможность вариации способов формирования компетенций, особое внимание уделяется понятию «универсальное учебное действие», причем для школы и вуза равно важна инвариантная часть образовательного процесса, обеспечивающая умение учиться. В докладе обсуждены социально-философские проблемы, возникающие в результате возникновения в российской системе образования тенденции к «беззнаниевой форме компетенций» у выпускников школ и вузов. Затронуты проблемы выработки и диагностики отдельных типов компетенций, в частности межпредметных компетенций как способа обеспечения преемственности требований стандартов в системе «школа-вуз». Проанализированы последствия и ограничения использования инновационных образовательных методик (проектных видов учебной деятельности, игровых и цифровых технологий в образовании, ограничения визуализации) в широком контексте проблемы качества российского образования. В докладе выполнение требований образовательных стандартов связано с тезисом о том, что ключевой, системообразующей характеристикой потенциала личности является не выдающийся интеллект или высокая креативность, как считалось ранее, а мотивация. Для обеспечения преемственности в системе «школа-вуз», развития специальной знаниевой компетентности наиболее важным оказывается доминирование мотивов, ориентированных на предметную и проблемную сферы. Проект «МГУ - школе» представляется уникальной площадкой диалога образовательной общественности, направленного на выработку общего понимания существующих проблем и способов совместной деятельности для их разрешения.