ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Компетентностно ориентированное образование как процесс отличается тем, что формирования компетенций не требует акцентирования внимания на передачу через систему образования знаний и культурной традиции. В компетентностных стандартах третьего поколения видно, как в образовании конституируется представление о знании как всего лишь инструменте для достижения жизненного успеха. Способы задания компетенций, их структура, перечень и заложенные в них ценности могут быть охарактеризованы как утопичные, поскольку образовательная утопия, понимаемая как стремление к идеалам равенства возможностей, при компетентностном подходе – недостижимый идеал. Образовательная утопия значима как импульс для социокультурной динамики, однако внедрение компетентностного подхода чревато существенными проблемами. Происходит исключение активности субъекта в определении перечня компетенций, которые входят в определенный заказчиком (государством, работодателем и пр.) идеал. Тем самым, образовательная система конституирует инфантилизм школьника и студента. В университетском образовании – это явный отход от принципов гумбольдтовского университета (гарантия качества знания, основанного на фундаментальных науках; личная ответственность студента за свободное использование и распоряжение знаниями). Кроме этого, существенно ограничивается выбор цели образования при внешнем расширении возможных вариативных путей к цели.