ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Наш доклад хотелось бы посвятить интересному и важному феномену древнеиндийской культуры и философии — категориальным спискам. Наличие категориальных списков, на санскрите называющиеся матрика (mātṛkā, f), а на пали — матика (mātikā, f), является характерной чертой индийской текстовой традиции и, шире, особенностью индийского мышления. Речь пойдет, в первую очередь, о матиках и матриках в раннем буддизме и классических санскритских теоретических трактатах. Сопоставление закономерностей генезиса и функционирования категориальных списков в текстах этих двух направлений древнеиндийской мысли кажется нам продуктивным. Известно, что категориальные списки встречаются в древнеиндийских текстах, принадлежащих различным хронологическим периодам и жанрам. Соответственно, категориальные списки даже в рамках одной традиции могут приобретать различные характеристики и особенности употребления. Категориальные списки встречаются уже в «Ригведе», например, это может быть перечень трех классов, варн - обладатели сакрального знания брахманы, знатные воины кшатрии и простой люд вищ. Очень часто обобщающее слово, обозначающее все пункты перечня, в самом тексте может опускаться. В классических индийских трактатах — шастрах, для обозначения классификационных перечней слово «матрика» не используется, однако перечни выступают как каркас, скелет, основа всего текста. Раскрытие каждой темы в шастрах сопровождается приведением списка видов исследуемого понятия и существующих точек зрения знатоков на этот счет. Матрики в трактатах выступают как принцип построения текста и зачастую в классический период принимают вид перечня без сопутствующих пояснений. Значение слова «матрика» в этих текстах может быть различным. Руперт Гетхин указывает, что, например, в медицинских трактатах под матрикой понимаются восемь вен с обоих сторон шеи, в «Чхандогья Упанишаде» же матрика означает «диаграмма». Можно также вспомнить известный перечень восьми рас - канонических эмоциональных состояний, которые следует изображать на сцене, из трактата «Натья-шастра». В раннем буддизме в каждой из Трех корзин палийского канона матики функционируют по-разному и их использование имеет разные задачи. В частности, использование перечня Четырех Благородных Истин в текстах «Сутта-питаки» представляет собой эссенцию Учения Благословенного, его краткую суть, доступную для изложения и понимания широкой аудитории мирян. Однако, данный тип матик кажется нам искусственным, в некотором роде шаблонным, накрепко установившимся в структуре дискурса и замершим. Матики такого рода присутствуют также в «Виная-питаке», дающей своды дисциплинарных правил для монахов и монахинь, о чем пишет современный исследователь Шаен Кларк. Совершенно иное впечатление производят матики, являющиеся главным предметом «Абхидхамма-питаки». Стиль этой корзины канона кардинально отличается от двух других корзин. Он представляет собой строго структурированное, сжатое, абстрактное и даже сухое изложение глубоких положений Дхаммы, в то же время генетически связанное с традицией монастырских дебатов и обсуждений положения Учения между учителем и учениками. Самый показательный текст «Абхидхамма-питаки» в этом отношении — это обширный текст «Вибханга» («Разделения»), включающий в себя все имеющиеся доктринальные классификации раннего буддизма. Внимания также заслуживает смысловой переход, связанный с псевдоэтимологией, матики от корня «ма» - «измерять» к корню «матар» - «мать», «материнское». Теме матик в раннем буддизме посвящены работы отечественных индологов В.И. Рудого, Т.Я. Елизаренковой и В.Н. Топорова. Таким образом, принцип работы с категориальными списками в древнеиндийской текстовой традиции не является неизменным и однозначным, однако всегда матики / матрики оставались основой мнемотехники, текстопорождающей и доктринальной деятельности.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Doklad_dlya_Lomonosova_2018_Klassifikatsionnyie_spiski_-_ma… | Doklad_dlya_Lomonosova_2018_Klassifikatsionnyie_spiski_-_ma… | 111,5 КБ | 12 апреля 2018 [lozhkinaAV] |