ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Данильченко С.Л. О системе повышения квалификации педагогических работников города Москвы Современный этап развития российской школы формирует новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастает объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Современное организационно-методическое сопровождение процесса повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей. Модернизация системы общего образования, связанная с утверждением компетентностного подхода к планированию результатов обучения, переходом от «знаниецентричной» педагогической парадигмы к деятельностным, практикоориентированным моделям обучения, комплексным внедрением современных педагогических технологий, уровневой дифференциацией и профилизацией среднего (полного) образования и иными факторами, ставит задачу формирования принципиально новой профессиональной культуры учителя. Инновационность развития различных отраслей науки и образования в городе Москве позволяет столичной системе повышения квалификации постоянно опережать школьную практику. Московский учитель имеет возможность повышать квалификацию в объеме до 216 часов не менее одного раза в пять лет. Повышение квалификации учителя необходимо выстраивать как процесс выявления инновационного решения образовательных задач с последующим внедрением в практическую деятельность образовательных учреждений. В столичном регионе растет потребность в специалистах, прошедших повышение квалификации по наиболее перспективным направлениям образовательной деятельности, готовых к активному участию в инновационном развитии системы образования города Москвы, творческой профессиональной деятельности в образовательных учреждениях столицы. В городе Москве в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предпринимаются конкретные шаги по расширению спектра специализации в рамках модульной дифференциации программ повышения квалификации. Стратегической целью деятельности всей системы дополнительного профессионального образования города Москвы является создание гибкой самонастраивающейся системы повышения квалификации для эффективного осуществления проводимых социально-экономических реформ. Московский институт открытого образования – базовое региональное учреждение системы дополнительного профессионального образования, современная инновационная структура, позволяющая быстро реагировать на запросы рынка образовательных услуг города Москвы. Московский институт открытого образования закрепил за собой роль головного консультационного центра, обеспечивающего научно-методическое и организационно-методическое сопровождение реализации инновационных программ повышения квалификации работников образования города Москвы, все более активно сочетающего функции многопрофильного образовательного учреждения и научно-методического центра не только городского, но и федерального значения. Московский институт открытого образования - признанный лидер столичный системы повышения квалификации педагогических кадров. Совместно с Московским институтом открытого образования образовательные учреждения, реализующие программы повышения квалификации, - городские и федеральные вузы, окружные методические центры, учебно-методические центры различной направленности, подведомственные Департаменту образования города Москвы, ежегодно осуществляют формирование городской системы повышения квалификации. Окружные методические центры осуществляют методическую и организационную поддержку образовательных модулей по повышению квалификации с объемом учебного плана не более 36 часов в соответствии с Приказом Департамента образования города Москвы «О совершенствовании городской системы дополнительного профессионального образования в ходе реализации постановления Правительства Москвы от 23 марта 2004 года № 172 - ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы» от 01.10.2004 № 620». Объем большинства курсов повышения квалификации от 72 до 216 часов. Часть городской системы повышения квалификации представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 ч. Такая организация данной системы позволяет педагогическим работникам повышать свою квалификацию на протяжении ряда лет в одном или в нескольких учреждениях по одному направлению. Накопительная система повышения квалификации фиксируется в единой зачетной книжке слушателя в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 3 до 5 лет, согласовывается с руководителями образовательного учреждения и окружного методического центра. В течение одного учебного года в индивидуальном плане предусматривается прохождение модулей объемом от 12 до 44 часов. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 часов выдается документ установленного государственного образца. Данная накопительная система действует в Москве более 10 лет. В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута за счет комбинации модульных курсов. Инновационность является одним из ключевых направлений в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования. Это приводит к растущей содержательной вариативности и уровневой дифференциации реализуемых образовательных программ, в том числе и в системе повышения квалификации. Отмечая огромную важность этой тенденции, следует обратить внимание и на необходимость формирования инвариантного компонента образовательных программ повышения квалификации, то есть их базовой модели, преодолевающей инерционность традиционных форм повышения квалификации, но сохраняющей единые критерии качества процесса повышения квалификации, его системообразующие и организационные принципы. Содержание образования конструируется в виде бинарной интегративной системы, при этом учебный план имеет трехмодульную структуру: • базовый инвариантный компонент, основу которого составляют как общенаучные основы образования - философия, социология, экономика, так и фундаментальные основы профессиональной подготовки - педагогика, психология, дидактика; • предметно-вариативный компонент с учетом регионального компонента; • личностно-развивающий - курсы и виды деятельности по выбору, что отражает диалектический принцип взаимосвязи общего, особенного и частного и принцип учета полифункциональности образования и содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся строится с учетом данных диагностики «на входе», включающей уровень ценностно-смысловой мотивации, уровень актуального и зону ближайшего развития, уровень подготовки слушателей, и осуществляется в русле дифференцированного подхода. Традиционная курсовая система повышения квалификации, моделируемая как «просвещение» учителей по поводу «новых тенденций преподавания» того или иного предмета, оказывается все более архаичной в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ее обновление потребовало принципиально новой дифференциации категорий слушателей, в том числе с учетом различных форм и уровней общего образования, авторских методик внедрения современных педагогических технологий и информационно-коммуникативных технологий, специфики работы с детьми повышенной мотивации к учению и с ограниченными возможностями здоровья. Как следствие потребовалась и разработка новой организационной системы, позволяющей осуществлять повышение квалификации учителей на основе индивидуальных учебных планов. Первым шагом в этом направлении стал ввод зачетной книжки, позволяющей выстраивать индивидуальную образовательную траекторию на принципах модульной подготовки. Учитель получил возможность перейти от ситуативного выбора того или иного «проблемного» курса или модуля к преемственному профессиональному саморазвитию, в том числе выходя за рамки своего «предметного сообщества», что особенно важно в условия перехода к компетентностной парадигме образования. Однако дальнейшие шаги в этом направлении требуют качественной реформы всей организационной основы системы повышения квалификации. Учитель не может получить реальную возможность моделировать собственную образовательную траекторию без появления специальных форм информационно-методической поддержки. Многолетнее издание информационного сборника «Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров московского образования» лишь в незначительной степени решало эту задачу. Требуется создание двух опорных систем консультационной поддержки. С одной стороны, системы мониторинга текущих потребностей и перспективных тенденций развития кадрового потенциала столичного образования, а с другой, индивидуальной тьютерской поддержки учителей в их стремлении к профессиональному росту. Сочетание двух этих векторов работы позволит обеспечить не только оперативное информирование учителей о возможностях и перспективах повышения квалификации, но и условия для профессиональной самоидентификации в быстро меняющейся социокультурной обстановке. Ввод тьютерской поддержки может стать и очень фактором интеграции учителей и в реализацию национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе оптимизации их участия в конкурсах профессионального мастерства и вовлечении в разработку и реализацию инновационных программ развития образовательных учреждений. Отдельный аспект проблемы - это обеспечение эффективного территориального размещения таких структур в условиях крупнейшего мегаполиса с хроническими транспортными проблемами. Поэтому предельно неэффективным выглядит централизованное сосредоточение тьютерских служб. Оптимизация системы повышения квалификации может осуществляться в двух направлениях. Первое - это более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей слушателей за счет: • ввода модулей дистанционной подготовки, • активизации самостоятельной работы слушателей, • ввода «пропедевтических» учебных модулей, ориентированных на формирование профессиональной компетенции, а не «базовых представлений», • создания элективных курсов продвинутого уровня, • обновления программ и учебных планов. Второе направление – это разработка программ повышения квалификации с объемом учебного плана до 500 часов не для традиционных категорий педагогических работников, а для более «узких» специалистов – учителей-экспериментаторов, учителей-методистов, учителей-экзаменаторов и т.п. Реализация этого направления требует уточнения нормативов труда ППС по формированию учебно-методической и информационно-ресурсной среды для дистанционного обучения, определение статуса кафедральных тьютеров, отвечающих за организационное и техническое обеспечение дистанционного обучения и т.п. Второе направление оптимизации системы повышения квалификации непосредственно связано с реформой ВПО. Происходит переориентация всей системы базовой подготовки педагогических кадров на уровень бакалавриата. Это означает не только сокращение общей трудоемкости соответствующих образовательных программ и перевод их в кредитно-зачетную систему планирования, но и активное внедрение блочно-модульного принципа построения курсов, увеличение роли самостоятельной работы студентов, в том числе на основе рейтинговой модели контроля, соответствующий пересмотр традиционных форм итогового контроля - экзаменационно-сессионных и т.п. Все эти новации отражаются на системе повышения квалификации педагогических кадров. Это, в первую очередь, касается внедрения компетентностного алгоритма моделирования курсов и учебных модулей, расширения спектра используемых современных педагогических технологий и усиления их роли в системе промежуточного и итогового контроля, подготовки условий и ресурсного обеспечения для интенсивной самостоятельной работы слушателей. Следует также учитывать, что переход на уровневую систему высшего педагогического образования «бакалавр – магистр» поставил перед ДПО совершенно новые задачи. Система повышения квалификации педагогических кадров утратила традиционную «дисциплинарную» направленность, характерную для специалитета и начала разворачиваться как на уровне междисциплинарных направлений подготовки бакалавров, так и более специализированных образовательных программ магистратуры. Предложения по совершенствованию системы повышения квалификации работников образования города Москвы Имеющиеся в городе Москве ресурсы повышения квалификации работников образования представляют собой совокупность учреждений различной направленности и правового статуса: • Московский институт открытого образования (МИОО) - традиционный лидер системы дополнительного профессионального образования (ДПО) столицы, выполняющий функции регионального центра ДПО, • вузы, подведомственные Департаменту образования, • окружные методические центры и городские профильные центры, имеющие определенный потенциал в трансляции инновационного педагогического опыта, • федеральные вузы, пытающиеся активно осваивать столичный рынок образовательных услуг в сфере ДПО. Отличительной чертой складывающейся новой системы повышения квалификации работников образования столицы может стать создание центров инновационного опыта совместно с городскими вузами. Такие центры необходимо создавать в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» при непосредственном участии МИОО на базе школ - победителей приоритетного национального проекта «Образование». С 2011 года Правительство Москвы планирует выделять денежные средства из городского бюджета на повышение квалификации для распределения на конкурсной основе. Значительный объем городских средств на повышение квалификации будет направляться непосредственно в учреждения общего образования. Существующие структурные элементы городской системы повышения квалификации значительно отличаются по направленности, формам и методам повышения квалификации, качеству услуг, не всегда ориентированы на конечный продукт, результаты повышения квалификации не нормированы и т.д., рыночные механизмы работают пока слабо. По инициативе Департамента образования города Москвы начата модернизация системы ДПО, сопровождающаяся частичной реструктуризацией столичной системы повышения квалификации. Это не означает, что научно-методические и организационно-методические функции Московского института открытого образования, других городских субъектов в области дополнительного профессионального образования будут передаваться другим субъектам образовательной деятельности в сфере ДПО столицы. Решение проблемы качества образования в городской системе повышения квалификации неразрывно связано с проведением следующих организационно-методических мероприятий: • формированием городского заказа на результативные комплексные программы повышения квалификации, • проведением конкурсных процедур, • внедрением проектно-деятельностного характера повышения квалификации, • развитием сетевых форм повышения квалификации, • привлечением образовательного потенциала федеральных вузов, • дальнейшим развитием курсовой подготовки слушателей. За последние годы содержание курсовой подготовки слушателей благодаря координационной деятельности Московского института открытого образования было обновлено, актуализировано с учетом решения конкретных задач московского образования. Основными направлениями повышения квалификации являются: • современный образовательный менеджмент; • эффективное использование новых стимулирующих систем оплаты труда работников, ориентированных на результат; • особенности управления образовательным учреждением в условиях нормативного подушевого финансирования; • управление качеством образования на различных уровнях; • организация профильного обучения; • введение механизмов государственно-общественного управления образовательными учреждениями; • освоение информационно-коммуникационных технологий; • стратегическое планирование в образовании. Четко обозначились основные проблемы содержания курсовой подготовки учителей. Во-первых, направленность содержания по преимуществу на обновление предметных знаний, а не на осмысление и компетентностную проработку новых педагогических целей и задач, понимание учителем новой роли, которую он должен занимать в образовательном процессе. Во-вторых, отсутствие направленности курсовой подготовки учителей различных предметов на интегральное понимание учебного плана, метапредметных педагогических целей и задач. В - третьих, незначительный объем технологической подготовки, которая должна включать: • технологии конструирования содержания элективных курсов, • технологии тьюторской работы, • организации проектной, исследовательской деятельности учащихся, исследовательских практик, • современные технологии оценки качества образования учащихся. Также обозначились проблемы по содержанию курсовой подготовки руководителей: • преобладание знаниевого компонента в содержании курсовой подготовки по реализации основных направлений программы «Столичное образование - 5», • отсутствие практической направленности. Следует отметить, что технологии формировании городского заказа на повышение квалификации, как на уровне общеобразовательного учреждения, округа, так и на уровне города в целом не сформированы. Способ формирования заказа не должен сводиться преимущественно к сбору предложений со стороны всех структур, предлагающих образовательные услуги в сфере повышения квалификации. В связи с этим следует отметить еще одну существенную проблему - содержание городского заказа на повышение квалификации должно быть ориентировано на реальные потребности городской системы образования, а не на те возможности, которыми актуально обладают ведущие федеральные вузы столицы. Техническое задание на повышение квалификации многих федеральных вузов сегодня представляет собой, как правило, традиционный набор тематических курсов с жестко фиксированными двумя показателями - количеством слушателей и объемом учебной программы. В этих условиях конкурс превратиться только в конкурс «меньших цен». Заказчик в качестве результата получит только отчет об объеме обученных слушателей и выданных удостоверениях. Однако в настоящее время Московским институтом открытого образования частично отработаны новые стратегии формирования заказа на повышение квалификации работников образования на основе изучения их потребностей и перспектив развития городской системы образования. Технологии обучения в сфере повышения квалификации во многих федеральных вузах зачастую не соответствуют задачам овладения учителями и управленцами новыми методами деятельности и компетентностями из-за отсутствия «обратной связи» с образовательными учреждениями города. Как следствие, слушатели, освоившие «новые методы», не несут ответственности за внедрение их в практику работы. Как правило, по окончанию курсов, сдается выпускная работа в форме реферата по теме, выбранной слушателем. Существенной проблемой обновления системы повышения квалификации в городе Москве является отсутствие нормативных требований к знаниям, умениям, компетентностям слушателей, полученным в ходе курсовой подготовки. Опыт Московского института открытого образования показал, что ключевыми проблемами сложившейся столичной системы повышения квалификации работников образования являются: • отсутствие совместной с федеральными вузами комплексной городской системы повышения квалификации, включая механизмы управления, формирования заказа, разработки технического задания, • ориентация курсовой подготовки на процесс, объем, а не на результат, • слабая ответственность, как слушателей курсовой подготовки, так и руководителей образовательных учреждений, за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе курсовой подготовки, в педагогическую практику. Главной концептуальной идеей развития городской системы подготовки кадров для образовательных учреждений может послужить идея построения продуктно-ориентированной системы повышения квалификации педагогов и менеджеров образования. Это означает, что повышение квалификации должно заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.), при этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных слушателем знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации. Необходимо учитывать следующие принципы, на которых внедряются в образовательную практику процессы модернизации системы повышения квалификации работников образования: • принцип разделения функций заказа на повышение квалификации и исполнения этого заказа, • принцип ориентации содержания курсовой подготовки на обеспечение перспективных потребностей системы московского образования, с одной стороны, и решения конкретных институциональных проблем слушателей, с другой, • принцип сочетания двух механизмов мониторинга результатов обучения - объективированных технологий и защиты проектных разработок слушателей, • принцип командного обучения - обучение команд слушателей из одного образовательного учреждения или одного округа, объединенных общей системой деятельности, • принцип открытости городской системы повышения квалификации, предполагающий возможность слушателя осваивать различные модули повышения квалификации в разных образовательных учреждениях, в том числе и федеральных вузах, в зависимости от собственных потребностей, потребностей образовательного учреждения и оценки уровня качества реализации учебных программ в том или ином месте, • принцип сочетания конкурсных механизмов (городского заказа) и государственного задания на повышение квалификации, направленный на формирование конкурентной среды в системе повышения квалификации и, как следствие, обеспечение высокого качества и результативности программ повышения квалификации. Государственное задание должно формироваться для реализации приоритетных задач развития столичной системы образования, • принцип выбора заказчиком - слушателем или командой слушателей содержания и форм повышения квалификации, • принцип включения в городскую систему повышения квалификации инновационных общеобразовательных учреждений и инновационного опыта лучших педагогов города Москвы, • принцип тьюторского и проектного сопровождения деятельности педагогов, руководителей, проектных групп и управленческих команд в после - и межкурсовой период. Исходя из данных принципов концептуальные идеи обновления системы повышения квалификации могут заключаться в следующем. Система повышения квалификации должна включать в себя следующие компоненты: Во-первых, городской заказ на содержание, технологии и результат повышения квалификации на основе конкурсных процедур и механизма выявления потребностей системы столичного образования на повышение квалификации руководящих и педагогических кадров. Во-вторых, организации повышения квалификации - учреждения, имеющие лицензию на повышение квалификации работников образования. В-третьих, контроль за эффективностью выполнения городского заказа. Выявление потребностей системы московского образования может проводиться по 3-м уровням: • институциональный - выявление потребностей отдельных педагогов и отдельных руководителей; • окружной - формулировка потребностей повышения квалификации окружными органами управления образованием на основании окружных программы развития образования; • городской - выявление потребностей в повышении квалификации исходя из целей и задач программы «Столичное образование-5», а также приоритетных городских конкурсов, грантов, проектов и т.д.. Сформированный реестр востребованных образовательных услуг в сфере повышения квалификации и должен преобразовываться в формат технического задания на программы повышения квалификации. В оказании услуг по повышению квалификации смогут принимать участие не только учреждения системы Департамента образования города Москвы, но и федеральные вузы. Средства на повышение квалификации необходимо распределять по 3-м уровням: • в образовательные учреждения - для организации повышения квалификации педагогов по потребностям педагогов и самих образовательных учреждений, • в окружные управления образования - для организации повышения квалификации кадров в соответствии с перспективными планами и программами развития округов. • в вузы городского подчинения и федеральные вузы для организации повышения квалификации в соответствии с целями столичной образовательной политики. В систему повышения квалификации должны включаться программы не только курсовой подготовки, но и программы сопровождения внедренческой деятельности педагога (руководителя) в послекурсовой период (тьюторство), а также программы сопровождения проектной деятельности различных рабочих (проектных) групп от момента разработки проекта до его полной реализации. В случае реализации масштабных образовательных проектов окружного и общегородского уровней необходимо организовывать комплексные рефлексивно-проектные формы повышения квалификации. Необходимо продолжить работу по разработке нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих реализацию модульно-накопительного характера повышения квалификации. Каждый педагог должен получить право обучаться по разным проблемам в различных организациях повышения квалификации, имея при этом возможность «суммировать» все модули в единый «пакет». Механизмом реализации такого подхода может быть введение бюджетного сертификата на повышение квалификации с определенной стоимостью и разбивкой на модули. В некоторых субъектах Российской Федерации уже накоплен определенный опыт предоставления услуги на основе ее сертифицирования, но существует опасность, что подобное сертифицирование услуг повышения квалификации педагогических кадров в городе Москве может быть реализовано с определенными рисками. В регионах также имеется опыт организации деятельности опорных школ и центров инновационного опыта на базе образовательных учреждений. Необходимо при непосредственном участии МИОО создать сеть центров по разработке и эффективной трансляции московского инновационного опыта. В рамках предлагаемой модели результат рассматривается как образовательный продукт, представленный соответствующим проектом, или учебной программой, учебно-методическим пособием, нормативно-правовым актом, а также образовательный результат, выраженный в виде более высокого уровня профессиональной компетентности - знание предмета, современных образовательных технологий, психолого-педагогических знаний. Механизмом оценки качества образовательного продукта является мониторинг, который носит непрерывный характер, начинаясь на этапе работы над образовательным продуктом, и продолжается на этапе внедрения результатов. Предлагаемая городская модель повышения квалификации работников образования может состоять из пяти функциональных блоков: 1) формирование заказа на повышение квалификации, 2) размещение заказа на повышение квалификации, 3) реализация учебных программ, 4) оценка результативности освоения слушателем программ повышения квалификации, 5) внедрение продукта, полученного слушателем, в практику. Второй и третий блок нормированы законодательством РФ и не нуждаются в особых комментариях. Образовательное учреждение (институциональный уровень) формирует собственный заказ на повышение квалификации, включающий задачи, формы и технологии организации, описание результата. Часть заказа размещается в организациях повышения квалификации (ОПК). Вторая часть передается на окружной уровень. Реализация данной системы формирования заказа требует разработки и легитимации единых требований к формату заказа на повышение квалификации. Этапы деятельности по организации повышения квалификации в соответствии с уровнями формирования системы повышения квалификации: • Уровень образовательного учреждения: Первый этап: изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в образовательных учреждениях. Осуществляется методической службой, администрацией образовательного учреждения. Второй этап: построение возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя. Третий этап: выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ повышения квалификации. Четвертый этап: заключение договоров с поставщиками услуг, в том числе на сопровождение деятельности учителя в послекурсовой период (при необходимости). Пятый этап: организация поставщиком услуги образовательного процесса для педагогов. Возможно проведение обучения всего педагогического коллектива. Обязательное проведение входного и выходного мониторинга для оценки уровня подготовленности. Предусмотреть возможность рекомендаций по результатам повышения квалификации на аттестацию педагогов. Шестой этап: применение полученных новых знаний и образовательных продуктов в педагогической (управленческой) деятельности. Возможно тьюторское сопровождение. Седьмой этап: оценка результативности повышения квалификации профессиональным сообществом по разработанной методике. • Окружной уровень: Первый этап: формирование единой заявки и направление ее в окружное управление образования. В заявке указываются потребности образовательных учреждений в комплексном повышении квалификации педагогических коллективов по отдельным направлениям. При формировании заявки учитываются потребности сферы образования данной округа. Второй этап: формирование единого окружного реестра потребностей в повышении квалификации. Производится с учетом выделяемого на эти цели финансирования. Третий этап: проведение конкурсных процедур для определения поставщика на закупку услуг по повышению квалификации. Четвёртый этап: направление групп педагогов на курсы повышения квалификации или организация услуг на базе отдельных образовательных учреждений столицы. Пятый этап: мониторинг качества образовательных услуг по специально разработанным методикам. Московский институт открытого образования по поручению Департамента образования города Москвы координирует работу по созданию городского портала ДПО с учетом сроков реализации образовательных программ, объема часов, тем, краткой аннотации, форм контрольно-измерительных процедур, форм организации и реализации образовательной услуги, контингента слушателей, авторов программ. Данный портал создан и функционирует на интернет-сайте МИОО. К предоставлению услуг по повышению квалификации должны привлекаться образовательные учреждения двух категорий: • базовые общеобразовательные учреждения и вузы - городские и федеральные, оказывающие услуги по повышению квалификации, формируют сеть базовых учреждений по различным направлениям деятельности, в которых может осуществляться практическая часть программы повышения квалификации, а также опытно-экспериментальная, проектная деятельность. Таким учреждениям может направляться государственное задание (городской заказ); • центры инновационного опыта. Центрами инновационного опыта становятся школы - победители национального проекта «Образование», а также школы, получившие данный статус по результатам опытно-экспериментальной деятельности. В таких центрах происходит не только трансляция инновационного опыта, но и организована разработка инновационных продуктов. Педагоги-инноваторы, победители в конкурсе лучших учителей национального проекта «Образование», становятся центральным звеном в системе повышения квалификации педагогов. Их опыт не просто транслируется (общеизвестно, что транслируемый опыт перенимается с трудом), главное, они собирают вокруг себя единомышленников для работы над новыми идеями и овладения новыми компетенциями. Таким образом, формируется насыщенная инновационная среда, обеспечивающая профессиональное развитие педагогов. Потребности развития профессиональной карьеры являются основанием для выбора соответствующих курсов повышения квалификации. Индивидуальный маршрут выстраивается в межкурсовой период, при этом возможно использование тьюторов. Индивидуальное сопровождение учителя требует больших затрат, и может использоваться только при включении в программу долгосрочного развития учреждения. В связи с этим оно не может носить массового характера. Москва - огромный мегаполис, поэтому объективно затруднены прямые транспортные коммуникации, что в известной мере снижает активность столичного учительства при сохранившейся и увеличивающейся потребности в повышении квалификации. При этом почти в каждом образовательном учреждении города есть доступ к сети Интернет, вузы (городские и федеральные) должны работать с учительской аудиторией в различных форматах. Перспективными могут быть формы обучения коллектива отдельных школ с выездом обучающей команды на места. Такие технологии апробированы, получены высокие результаты. Следует пересмотреть формы предоставления услуги с учетом особенностей территориального расположения округов и учреждений. Формы аттестации освоения программ повышения квалификации должны разрабатываться поставщиком образовательных услуг, и информация о них должна заблаговременно размещаться на едином городском портале ДПО. Процесс аттестации желательно осуществлять в форме итогового испытания, защиты проекта, презентации образовательной программы, учебно-методического пособия, нормативно-правового акта и сертифицировать необходимыми документами установленного государственного образца. Новая система аттестации кадров должна предусматривать учет освоения программ повышения квалификации. Этот учет осуществляется аттестуемым в профессиональном портфолио. Электронный вариант портфолио давно разработан в городе Москве и уже давно успешно завершилась его апробация. Повышение квалификации является одним из обязательных критериев профессиональной деятельности аттестуемого. Степень удовлетворенности потребителя в образовательной услуге выявляется в процессе реализации соответствующего компонента мониторинга, в ходе которого осуществляется анализ и оценка качества образовательной услуги работником образования - потребителем услуги на уровне образовательного учреждения. Учет удовлетворенности работников оказанными услугами должен осуществляться образовательным учреждением. Таким образом, в ближайшее время необходимо приступить к разработке технологии проведения диагностики результативности повышения квалификации, в том числе удовлетворенности педагогов полученными услугами.