ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В 1990-х годах, с введением специальности "Религиоведение" в систему высшего профессионального образования и открытием университетских подразделений, осуществляющих образовательную деятельность по этой специальности, у российских исследователей религии появилась возможность войти в мировое религиоведческое сообщество, неформальное ведущее свою историю с религиоведческого конгресса 1897 года (Стокгольм, Швеция), а формально институализированное с появлением мировых религиоведческих ассоциаций в 1949-1950 годах (Общество научного изучения религии, Международная ассоциация истории религии). Однако непременным условием такого вхождения является встраивание российского религиоведения в структуру истории науки о религии, систему теоретических и методологических подходов, наработанных религиоведением почти за полтора века его существования. История, теория и методология отечественного религиоведения должна быть проблематизирована, описана и проанализирована в контексте истории и теории религиоведения в целом. В плане истории отечественного религиоведения необходимо обратить внимание на появляющиеся в последнее время публикации Е.С. Элбакян, М.М. Шахнович, Е.В. Меньшиковой, И.Н. Яблокова, М.Ю. Смирнова, К.М. Антонова и П.Н. Костылева, отчасти раскрывающие историю дореволюционного и советского религиоведения, хотя и с различных методологических позиций. Теория религиоведения (или, по выражению А.Н. Красникова, метарелигиоведение) по-разному устанавливает место религиоведения в системе наук, различным образом описывает структуру религиоведения как науки и области знания. Наконец, в области методологии религиоведения в российском сообществе также нет единства: одни группы выступают за внеконфессиональный его характер, тогда как иные принимают возможность конфессионального религиоведения. Есть ли у религиоведения собственные методы - эта проблема также горячо обсуждается в последние годы. Доклад подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация российского философского сообщества во второй половине XX — начале XXI века»), проект №12-03-005б2а.