ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Основные направления деятельности Департамента образования города Севастополя по формированию региональной системы работы с одарёнными (талантливыми) и высокомотивированными обучающимися в образовательных организациях СПО: 1.Развитие и поддержка сети образовательных организаций СПО, работающих с высокомотивированной, талантливой молодежью, в том числе методической и материально-технической базы. 2. Непрерывное социальное и психолого-педагогическое сопровождение высокомотивированных и одаренных студентов. Личностное развитие как основная цель их обучения и воспитания возможно лишь в условиях индивидуализации и дифференциации, компетентного отбора содержания и форм работы, позволяющих полнее учитывать типологические особенности обучающихся. При этом одной из основных технологий является социальное и психолого-педагогическое сопровождение их развития. 3.Обеспечение организации и проведения различных мероприятий на уровнях образовательных организаций СПО и города, а также участия молодых талантов в конкурсных мероприятиях всероссийского и международного масщтаба. К таким мероприятиям относятся: • профильные олимпиады, • учебно-тренировочные сборы и профильные семинары (подготовка команд для участия в олимпиадах и творческих соревнований высокого уровня - всероссийских и международных), заочные и очно-заочные школы для молодежи на базе колледжей и ВУЗов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, • проектно-исследовательская деятельность, • научные экспедиции, • творческие конкурсы, • массовые мероприятия для одаренных студентов (студенческие профильные лагеря, интеллектуальные тематические слеты–праздники обучающихся колледжей и т.д.). Олимпиады по областям знаний - традиционная, эффективная и проверенная временем форма выявления одаренности и развития творческих способностей, обеспечивающая высокую мотивацию к образовательной и научной деятельности; кроме того, и это немаловажно, результаты олимпиад высокого уровня являются альтернативой ЕГЭ при поступлении в ведущие ВУЗы страны. 4. Создание системы проектно-исследовательской деятельности как особого механизма выявления, развития и поддержки одаренных и высокомотивированных студентов. Включение обучаемого в исследовательскую деятельность в системе среднего профессионального образования является наиболее адекватной формой развития одарённости. Реализация этого принципа может рассматриваться как необходимое условие в системе развития одаренности, где достаточным условием выступает преподаватель, не излагающий учебный предмет, а творящий его вместе со студентами. 5. Создание адресного мониторинга, сопровождения и поддержки высокомотивированной, одаренной молодежи, в том числе обучающихся – победителей и призеров профильных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров различного уровня, а также педагогов, их подготовивших. В целях создания системы адресного мониторинга и дальнейшего сопровождения одаренных студентов и оказания им адресной помощи полезно формирование банка данных при помощи имеющихся баз победителей и призеров профильных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. В указанном банке данных учитываются результаты иных творческих, спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) молодежи для проведения профориентационной и иной работы. Сопровождение и поддержка (мотивирование, поощрение и др.) одаренной молодежи осуществляется в таких формах как: выездные тематические интеллектуальные слеты-праздники победителей олимпиад, конференций, конкурсов, интеллектуальных соревнований, выездные профильные смены и студенческие лагеря. 6. Развитие информационно-образовательной среды для высокомотивированной молодежи: • создание и поддержка Интернет-портала «Одаренная молодежь»; • развитие системы издательской деятельности для талантливой молодежи, педагогических работников и иных специалистов, работающих с ней; • развитие различных форм информационно-коммуникативных технологий (специализированные библиотеки, онлайн - журналы, теле- и радиопрограммы для молодежи по различным отраслям знаний, науки, техники, культуры, искусства, спорта, медиатеки, Интернет-кафе, Интернет-порталы); • расширение патронажа одаренных, талантливых студентов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, со стороны деятелей науки, искусства и культуры, творческих союзов города Севастополя. 7. Развитие и совершенствование работы с педагогическими и управленческими кадрами, а также специалистами, работающими с талантливой молодежью, - основополагающая часть региональной системы. Перспективами развития данного направления являются: • создание базы данных педагогов-наставников, наиболее успешно работающих с талантливой молодежью и подготовивших победителей и призеров профильных олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов различных уровней, обобщение опыта их работы, поощрение и поддержка с помощью грантов и премий, ценных подарков, путевок и других видов стимулирования; • организация в системы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций СПО, специализирующихся на работе с талантливой молодежью; • включение программ повышения квалификации в сфере работы с молодежью в государственное задание колледжей, реализующих программы повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций СПО. Реализация предлагаемой региональной модели системы работы с талантливыми и высокомотивированными студентами, обеспечение координации действий всех субъектов образовательного пространства (студенты, педагоги, родители), а также структур регионального образования, ориентированных на работу с данной категорией обучающихся, приведут к интеграции их усилий и достижению целостности системы работы с талантливой молодежью в регионе, оптимизации процесса управления этой системой. 8. Развитие и совершенствование работы с педагогическими и управленческими кадрами, а также специалистами, работающими с одаренной молодежью в образовательных организациях СПО. В системе среднего профессионального образования для интеллектуально одаренных студентов необходимо реализовывать программы повышенного уровня образования, отрабатывать самые современные технологии работы с одаренными студентами, применять вариативные системы современных образовательных технологий.