![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В настоящее время в качестве альтернативы технологии компримированного природного газа (КПГ) развивается технология адсорбированного природного газа (АПГ). Использование технологии АПГ в области автомобильного транспорта предполагает создание заправочных станций и автомобильных аккумуляторов нового типа, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с заправочными станциями и газобаллонными системами КПГ. По сравнению с заправочными станциями КПГ заправочные станции АПГ характеризуются повышенной безопасностью за счет работы при более низких давлениях (1,3-4,0 МПа по сравнению с 20 МПа у КПГ), энергоэффективностью (до 50-90 % экономии энергии на сжатие газа). В серийном производстве стоимость заправочных станций АПГ будет в несколько раз ниже стоимости заправочных станций КПГ за счет использования более дешевого и менее сложного оборудования. Автомобильные аккумуляторы АПГ отличаются повышенной безопасностью по сравнению с газобаллонными системами КПГ. Природный газ концентрируется в порах адсорбента, переходя в «связанное» состояние, которое ограничивает скорость выхода газа при возможной разгерметизации системы. Это значительно уменьшает вероятность и возможные последствия взрывов, что вместе с низким давлением и повышенной теплоемкостью системы выделяет адсорбционное аккумулирование в качестве самого безопасного способа хранения природного газа. Также за счет работы при низких давлениях возможно применение автомобильных аккумуляторов АПГ нестандартной формы для более эффективного использования пространства внутри автомобиля. В НИИ ЭМ МГТУ им. Н.Э. Баумана под руководством профессора Жердева А.А. при непосредственном участии авторов доклада был разработан и реализован экспериментальный стенд для исследования процессов заправки и выдачи природного газа из экспериментального образца адсорбционного аккумулятора. В стенде реализованы несколько режимов работы: по процессу – заправка и выдача природного газа, по теплообмену при заправке – адиабатный (без охлаждения), изотермический и низкотемпературный; по числу ступеней – одноступенчатая или многоступенчатая заправки; по скорости процессов – «быстрая» и «медленная» заправки. В настоящее время авторами доклада ведется разработка целого ряда опытных образцов заправочных станций и автомобильных аккумуляторов АПГ.