ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад профессора В.М.Толмачева, сделанный в подсекции "Кафедра истории зарубежной литературы", посвящен концепции западного Ренессанса, предложенный П.П.Муратовым, автором книги "Образы Италии" (первое изд. в 2 т., 1911-1912, последнее, расширенное изд. в 3 т., 1924). Докладчик дал характеристику основным, на его взгляд, источникам идеи Муратова (Морелли, Беренсон, Вёльфлин, Тэн, Буркхардт, прерафаэлиты), которая в его интерпретации имеет как конкретно-историческое, морфологическое (цикл), так и универсальное значение (среди героев Ренессанса, помимо итальянцев, и иностранцы, от шведской королевы от Пуссена, Гёте и Тёрнера). В последнем Муратов осознанно или неосознанно солидаризуется с Ницше и его идеей вечного Ренессанса, впервые высказанной в книге "Происхождение трагедии из духа музыки". Квинтэссенция Ренессанса для Муратова, инициированного, по его мнению, Данте и Джотто, культура Флоренции времени кватроченто. Рафаэль и Леонардо - не столько кульминация Ренессанса, сколько полное истощение его творческих возможностей, готовящее маньеризм (различимый у Микельанджело) и барокко Борромини. В основе Ренессанса, уникальное переживание природы, свойственное для любознательных латинян (внимание к праздничности мира). Отрицая в целом религиозность Ренессанса (творчество Фра Анджелико) и важность влияния на нее "готики" (всего византийского), Муратов, в то же время, создает образ двойной религиозности ренессансного художника, синтеза плоти и духа.