ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Философия всегда являлась проблемой для самой себя. Поэтому разговор о ее внутренней и внешней истории, внутренней логике есть и разговор о ее самоопределении. Декартовская тавтология «cogito ergo sum» показывает нам истинное место философии в человеческом существовании. Но с чем согласны почти все философы, удивительно единодушно определяющие философию как «познание разума» (Кант), «мыслящее рассмотрение предметов» (Гегель), «мысль, обнимающую весь мир» (Грот), «мысль мысли» (Мамардашвили) и т.д., - философия есть мышление о «последних вопросах» человека. Любая научная система имеет посылки, которые в рамках данной системы носят характер аксиом. Поэтому всегда можно вести речь о некой метатеории. Философия же является метатеорией по отношению к самой себе. Кроме того, для научной теории объект уже дан, философия же ставит вопросы о существовании самого объекта. Она говорит о началах бытия, это додумывание до конца. Но такое «додумывание» может реализоваться лишь в форме предположений; философия - сомневающееся знание. Без фундаментального сомнения философия вообще невозможна. Здесь нет окончательных ответов. Констатация того факта, что судьба философии не завершена (и не может быть завершена, пока существует человек), так как континуум рефлексивных актов признается принципиально открытым, звучит тривиально, но не теряет при этом своей истинности. Поэтому принципиально нерационализируемые основания философии требуют иных, не теоретических, средств для своего выражения: философские вопросы решаются средствами искусства, и провести демаркационную линию между ними становится невозможным.