ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Тщательный анализ звукового образа романа «Серебряный голубь» позволяет сделать следующие выводы. При создании главных образов романа автор в качестве основного материала использует звуки, в этом реализуется мифопоэтическая концепция слова писателя. Звуковая организация текста романа выполняет разные функции: в одном случае она ориентирована на звукопись («Жутко тукнула в чуткой тьме колотушка; в жуткой и чуткой тьме ночной»), в другом имеет более сложное семантическое задание, направленное на создание внутреннего звукообраза, в этом случае речь идет о звукосимволизме. Однако, эти функции часто накладываются друг на друга. Наиболее активно используются в тексте романа такие приемы звукосимволической семантизации, как звуковые повторы: ассонансы («Посередь села большой, большой луг; такой зеленый: есть тут где разгуляться, и расплясаться, и расплакаться), аллитерации («Томная, тусклая пелена томно и тускло топит окрестность <...> в мушиных роях томно тускнет сама тоска»), анаграммы (с-т-ол-яр Куд-е-яро-в: яро-ст-ное с-ол-н-це, с-ме-р-т-ельный дух), паронимическая аттракция (небеса, бес, безумие, бездна, ад), звук темы ( звуки 'д', 'у', 'х', 'м', составляющие слова дух, думы, дуб). Было вычленено несколько ведущих звуковых тем – это звук темы солнца, бездны, смерти и духа, которые и составили первоначальную звуковую структуру романа «Серебряный голубь». Анализ звуков, входящих в состав каждой звуковой темы, позволил определить главные звуковые образы романа, их цветовые, качественные и образные характеристики. Например, солнце в романе характеризиуется звуками 'с', 'о', 'л', 'н', 'ж', 'а', 'р', составляющими следующий звукообраз солнца: большой красный душащий и осушающий пламенеющий шар. Выявлена контаминирующая способность доминирующих звуков романа – способность относиться к нескольким образам и этим передавать им свои значения, а также влиять на значения смежных слов. Например, в случае со звуком 'з' происходит передача семы опасности слов лезвие, змея, резать, злой словам зеленый, розовый, золотой, изумрудный в сочетании этих слов: злой зной, зеленая змея, розовая заря и др. Таким же образом все четыре звуковые темы романа взаимосвязаны друг с другом не только на звуковом уровне, но и на смысловом: солнце своим жаром и светом душит и губит, вводит главного персонажа романа в состояние дремы, опьянения, тоски, а затем ввергает его в глубокую бездну, пучину смертную, толкает его в объятия колдуна-паука Кудеярова. На основании проведенного анализа романа «Серебряный голубь», построенного на основе звуковых средств художественной выразительности, можно заключить, что текст романа большей своей частью ориентирован на устный (произносительный) вариант прочтения. Должное восприятие романа «Серебряный голубь» зависит не только от способа его прочтения, но и от эмоциональной подготовленности читателя, его способности расскрывать в межзвуковых связях определенные ассоциации.