ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Представленное исследование является частью цикла эмпирических работ по изучению адаптационного потенциала специалистов средней и высшей школы. Цель исследования - выявление характерных трендов развития признаков профессионального выгорания в динамичной организационной среде, развивающихся как следствие влияния мощного фактора радикальных социально-экономических изменений в России и в Узбекистане после завершения существования ранее единого государства - Советского Союза. Было выдвинуто предположение о том, что у учителей, начавших профессиональную деятельность в школе до момента начала глобальных перемен (до 1991 г.) специфика развития признаков выгорания несколько иная по сравнению с учителями, поступившими на работу в школы после 1991 г.: учителя со стажем более 20 лет более сохранны по сравнению с теми преподавателями, профессиональное становление которых совпало с периодом социально-экономической нестабильности. Данная гипотеза основана на положения теоретической модели К.Маслах, где в качестве одного из базовых источников развития выгорания выделяется конфликт организационных и личных ценностей (Maslach, 2000). Обследуемая выборка: учителя средних школ Москвы (Россия) и Ташкента (Узбекистан): 95 преподавателей (из них - 94 женщины) в возрасте от 20 до 75 лет, стаж работы которых в должности учителя составляет от 1 года до 47 лет. Диагностический пакет методик: 1) опросник для оценки профессионального выгорания у учителей К. Маслах и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой - для оценки степени выраженности симптомов выгорания (Водопьянова, 2003); 2) тест «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина - для анализа содержательных факторов трудовой мотивации (Ричи и Мартин, 2009). Анализ результатов позволил выявить достоверные специфические различия в особенностях развития профессионально-личностных деформаций у учителей: для специалистов, которые начали свою профессиональную деятельности с момента начала социально-экономических перестроек характерно накопление деструктивных симптомов по типу кумуляция признаков редукции личных достижений в сочетании с выраженным эмоциональным истощением (χ² = 7,01; р = 0,030). Корреляционный анализ показателей выгорания и мотивационной направленности подчеркивает различия в паттернах взаимосвязей выгорания и мотивации у неблагополучных с точки зрения развития выгорания учителей. Результаты показали, что для учителей «нового времени» (как в Москве, так и в Ташкенте) конфликт ценностей является мощным фактором, способствующим развитию неуверенности в себе как в хорошем специалисте. Существенно, что накопленная симптоматика эмоционального истощения и потери интереса к работе в периоды широкомасштабных инновационных преобразований, связанных с реализацией задач реформирования образовательных систем в России и Узбекистане, затрудняет успешную адаптацию и к новым профессионально-организационным требованиям.