ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Китай в глобальном управлении: теория и практика участия В контексте глобализации возникли проблемы, решение которых невозможно без объединения усилий нескольких государств, целого региона, иногда всего мира. На международном уровне формируется новый вид взаимодействия наднациональных акторов с целью сознательного управления процессами глобализации. Такое регулирование при отсутствии глобального правительства и глобального государства и есть глобальным управлением. Глобальное управление это комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов и связей между государствами, международными межправительственными организациями, ринками/ транснациональными корпорациями и глобальным гражданским обществом, нацеленный на регулирование процессов носящих глобальный характер. Взаимодействуя друг с другом они решают не только глобальные проблемы – глобальное потепление, онкологические заболевания, бедность, демографическая проблема и т.д. – но и региональные и локальные. Глобальное управление характеризуется такими особенностями: - большое количество субъектов принимающих участие в управлении - длительный период времени единственным значимым участником международных отношений были государства. В ходе глобализационных процессов возникли механизмы, которые обеспечивают соучастие в управлении и межгосударственных объединений, и транснациональных корпораций, и международных неправительственных организаций, и транснациональных социальных движений, и космополитов; - носит многоуровневый характер – принятие решений осуществляются на нескольких уровнях - глобальный (ООН, Гринпис), региональный (ЕС), локальный (государство) и последствия этих решений также отображаются на разных уровнях (на одном городе, целом государстве, нескольких государствах или на всем мире); - отсутствие четко определенных схем взаимодействия участников процесса управления – то каким образом согласовывают свои действия акторы на международной арене можно охарактеризовать как «бессистемное сотрудничество». Практически, в каждой конкретной ситуации эффективные способы устранения проблемы нарабатываются, так как заранее установленных правил совместной работы очень мало. На основе выше изложенного можно сказать, что глобальное управление это не сверхправительство и оно также не имеет ничего общего с теорией заговора. Это объективные процессы кооперации, попытки сознательного управления последствиями глобализации. Восхождение Китая в мировую политическую элиту началось еще при Мао Цзэдуне. В 1971 г. были восстановлены «законные права» КНР в ООН. Потребовалось еще тридцать лет, чтобы в конце 90-х годов китайские ученые констатировали, что КНР полностью инкорпорирована во все международные организации и структуры. Этот процесс завершился в 2001 г. принятием Китая в ВТО. С этого же момента в Китае начинаются научные дискуссии о глобальном управлении. В первом в Китае «Практическом справочнике по международным отношениям» (2013 г.) глобальное управление определяется как взаимосвязанные международные нормы, с помощью которых решаются такие проблемы глобального характера как конфликты, окружающая среда, права человека, миграция, наркотики, контрабанда, инфекционные болезни, с целью поддержания стабильного международного политического и экономического порядка. Глобальное управление содержит пять главных элементов: ценности глобального управления (идеальные цели, общечеловеческие универсальные ценности, которые рассматриваются вне конкретных государств, этносов, религий, идеологий), нормы глобального управления (трансгосударственные принципы, нормы, стандарты, политику, соглашения, процедуры), субъекты или основные структуры глобального управления (государства, правительственные учреждения, официальные международные организации: ООН, МБ, ВТО, МВФ; неофициальные глобальные общественные социальные организации), предмет или объект глобального управления (контроль общественными организациями окружающей среды, проблем глобальной безопасности, сохранения мировой флоры и фауны; проблемы трансграничной преступности, наркоторговли, незаконной миграции, торговли людьми и т.д.), результат, эффективность глобального управления.