ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Технология подготовки кадров в современных университетах основана на принципах заложенных в средневековых университетах Европы более 6 столетий назад. Сегодня период удвоения знаний по ключевым направлениям развития составляет менее года. Основным недостатком существующих подходов является отсутствие обоснованной системы, дающей возможность соизмерять разнокачественные новации с эффективностью их практической реализации. Это достижимо на основе создания технологии творчества в процессе обучения студентов. Проблема заключается в том, что объект и предмет проектирования описываются в разнокачественных, не сопоставимых мерах. Эффективность объектов проектирования в рыночной экономике описываются в основном в денежных единицах (доход, рентабельность, прибыль и др.), а эффективность предмета проектирования (новации) описываются в других единицах (КПД, коэффициент совершенства технологий (КСТ), коэффициент качества жизни и др). Предлагается изменить ситуацию при помощи МЕТАМОРФОЗЫ (синкретического мышления, рождающего изобретения). Сделать это можно, направив интеллектуальный потенциал ВУЗов (от студента до профессора) через механизм взаимодействия с организациями управления индустрией туризма и турбизнесом. за счет составления "дефектных ведомостей" на туристских предприятиях. Для этого будет использован, алгоритм, известный, как СПУТНИК-СКАЛАР. Устранение дефектов производится в ходе реализации учебного процесса, Этот процесс является своеобразным «катализатором» повышения качества подготовки кадров. Этот «катализ» будет заключаться в формировании у студентов и преподавателей изобретательского мышления. Для этого будут использоваться (SKW) матрицы в качестве специальных инструментов. Проект свяжет в единую систему производственные и учебные задачи при подготовке кадров для индустрии туризма. Процесс генерации новых технических решений связан с переходом человеческого мозга в особый режим. Этим режимом умеют пользоваться все дети. Л.С. Выгодский и Ж. Пиаже называют его допонятийным мышлением. Допонятинное мышление ребенка можно охарактеризовать как мышление, в котором закладываются основы иррационально-творческих структур человеческого сознания. Любое подлинное понимание начинается не на понятийном уровне, а на уровне интуитивного схватывания образа понимаемого. И только через личностные образные структуры происходит восхождение к сущности собственно понятия. И хотя образ не обладает точностью и четкостью понятийных структур, - он обладает огромным потенциалом эвристичности. Образ - индивидуален. В нем нет универсальной всеобщности понятия, но есть свернутая пружина огромного познавательного интереса. Мышление имеет в своем основании «образную подкладку», которая всегда глубоко индивидуальна. Она функционирует по законам неточного, приблизительного, размытого, - того типа мышления, которое было охарактеризовано Л.С. Выготским, как мышление в комплексах. Занятия-тренинги, на которых переводим понятийное мышление студента на другой тип мышления, того мышления которым мы все обладали в детстве, организуют как непрерывный процесс в течение 3-4 дней. Детский синкретизм (по Выготскому) на наших занятиях дает синергетический эффект (по Пригожину). Этот синергетический эффект выражается в создании новых, патентоспособных технических решений. Предлагаем этот подход использовать так же для по повышению квалификации сотрудников предприятий туриндустрии по составлению дефектных ведомостей и на этой основе создать Базу Данных Дефектных Ведомостей, доступ к которой будут иметь все ВУЗы. В процессе обучения формируются студенческие команды, которые исследуют проблему и становятся по ней экспертами. Далее проводится «тур парного обучения». Его результатом является облако ключевых понятий, которое является подсказкой для создания SKW-матриц и инновационных проектов на их базе. После этого, команда студентов отправляется на практику на предприятие, сформировавшее свою «дефектную ведомость». Формируется временный трудовой коллектив иэ сотрудников туристских предприятий и студентов (под руководством преподавателя), деятельность которого направлена на внедрение разработанной инновации. Предлагаемая технология подготовки кадров является примером реализации принципа дуального обучения, которое активно осваивается ведущими университетами мира.