ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Превращение познающего в познаваемого, а науки — в предмет изучения имеет богатую традицию: nosce te ipsum, критики 19 века, объективиация объективации. Визуальная антропология (включая и ту, что предметом своего исследования имеет самую себя), хотя нередко и имеет дело с объективом, далека от объективности с характерной для той дистанцией. В ней дело идет о единичном. Дистанция снята не только лишь потому, что объект через зрение приближен к смотрящему, но и потому что по существу своему с видящим совпадает. 37 Проект "Целина" (http://orenburg2017.tilda.ws) возник как кураторская работа, материалом своим имеющая фотографии, сделанные студентами во время антропологической практики на оренбургской целине. Фотографии создавались непрофессиональными авторами в качестве вспомогательного материала к интервью, но были перенесены в художественный контекст и помещены в центр визуального исследования антропологического процесса. Художественная форма и характер визуального эксперимента были выбраны намеренно – художественные практики являют собой прямой и неопосредованный доступ к видению, видимому, визуальному. Целью было открыть антропологу самого себя, обратить его к собственному опыту присутствия в антропологическом поле. В концептуальной художественной форме осознанно совершен отказ от стандартной для науки установки на распутывание, расколдовывание, секуляризацию мира. Вместо этого, напротив, метаязык (художественный язык нашего проекта) и язык-объект (фотографический материал, повествующий о быте целинников) сплетаются в хиазме, составляя машину по производству автореферентного антропологического дискурса: зеркало против зеркала, видимость видящего, история о расcказчике. Пространство для классического антропологического исследования в свою очередь открывается там, где дискурс состоялся, где исследователь заговорил о себе