ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Все чудесные изобретения – прародители кинематографа – обращались к культуре «изнаночного видения». Появившийся в середине XVII века «волшебный фонарь» апеллировал к преображению заданной в варианте рисунка на стекле картинки в ее огромного светового двойника, проекции на стене. Собственно, то, что мы видим, когда смотрим слайды, это именно изнанка изображения, появившийся путем просветки насквозь плотной основы (стекла изначально) фантом. Подобно и зоетропы, и праксиноскопы, и фенакистископы требовали глядения внутрь, в изнанку вращающегося цилиндра, или в зеркало. Удовольствие от визуального общения с изнаночным миром многосоставное. Первичные эмоции: все как в жизни. Вторичные: все так, но совсем иначе. Вот эта узнаваемость, одновременно инаковость мира, созданного по принципу trompe-l'œil и является источником высшего наслаждения, ибо позволяет воспринимать реальность сложно, пространственно и не догматично.