ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Китайский рынок труда претерпевает существенные изменения, обусловленные: падением численности трудоспособного населения в возрасте 15-59 лет и одновременным ростом контингента пожилых, что приведет к кардинальному изменению соотношения между этими двумя категориями населения к 2050 г.; ростом стоимости рабочей силы; изменением структуры рабочей силы в результате повышения образовательного уровня и профессиональной подготовки поколений, вступающих в трудоспособный возраст с конца 1990-х гг.; изменением социальных и трудовых ожиданий самодеятельного населения в ходе экономической модернизации; трансформацией мировоззренческих установок и жизненных ценностей поколений, родившихся после начала реализации политики открытости и реформ; дисбалансом между спросом и предложением на рынке труда, возникшим в результате неравномерного регионального развития, несоответствия номенклатуры специальностей реальным потребностям хозяйствующих субъектов, разрывом между мечтами выпускников и действительностью; структурной безработицей выпускников вузов, связанной с преобладанием в китайской промышленности трудоинтенсивных предприятий; невостребованностью выпускников из-за низкого качества обучения в вузах, появившихся в ходе массовизации высшего образования. Тезисы. Первичная занятость выпускников вузов в 2013 г., по данным «Сообщения о развитии образования в Китае» (2014), составила у мужчин 77,3%, а у женщин – 65,9% [1: 12]. Трудности с трудоустройством выпускников вузов – это прежде всего следствие несостыковки структуры рабочей силы и запросов сферы занятости. В 2013 г. бакалавры составили примерно 68% всех выпускников, магистры 9,2%, докторанты – 0,4%. Остальные 22,4% – это выпускники программ профессионального обучения [2: 017]. Доминирование академического сектора подготовки над профессиональным, как свидетельствуют данные о кадровых потребностях рынка труда, не обусловлено текущими экономическими потребностями. В 2013 г. 80% выпускников высших профессиональных учебных заведений нашли работу сразу, в то время как 2/3 выпускников-бакалавров смогли трудоустроиться лишь в промежутке между 6 месяцами и годом после окончания вуза [3]. К этому можно также добавить, что зарплаты выпускников средних и высших профессиональных колледжей растут быстрее, чем у выпускников общеобразовательных вузов. Тем не менее, несмотря на столь ясные сигналы рынка труда, по мере роста масштабов университетского, академического образования профессиональное образование все более теряет привлекательность и вес в общественной шкале ценностей. В 2011-12 гг. многие учреждения высшего профессионального образования (ВПО) не смогли выполнить план приёма и были вынуждены понизить проходной балл. Типичной становится ситуация, когда, получив извещение о зачислении в высший профессиональный колледж, молодые китайцы выбирают другие жизненные траектории: кто-то повторно готовится к поступлению в университет на академическую программу, кто-то уезжает учиться в зарубежные вузы, кто-то устраивается на работу[4: 92] . На наш взгляд, к причинам низкой популярности ВПО можно отнести следующие: 1. Низкий социальный статус и ограниченная профессиональная мобильность выпускников сферы неакадемического высшего образования. Анализ профессиональной мобильности выпускников колледжа показывает, что лишь немногим из них удаётся продвинуться по служебной лестнице [4: 93]. 1. Неудовлетворённость выпускников колледжей условиями труда. Большинство китайских предприятий – это средние и мелкие предприятия, рабочие места на которых не требуют специальной подготовки вне рабочего места. 1. Неравномерность социально-экономического развития страны. Так, в 2013 г. 71% выпускников вузов обосновались в трёх наиболее развитых зонах страны [5: 52]. 1. Слабая заинтересованность предприятий традиционных отраслей промышленности в работниках, обладающих специализированными знаниями. 1. ВПО не формируют у обучающихся необходимую деловую культуру и организационное поведение. В числе недостатков, мешающих успешному трудоустройству выпускников высших профессиональных колледжей, китайские кадровые агентства называют такие, как: апатия, отсутствие навыков планирования жизненной карьеры, неуверенность в себе, незнание основ деловой этики, неразвитое чувство ответственности и неумение работать в команде [6:98]. Неразвитость социально-значимых характеристик личности обучающегося в равной мере свидетельствует о неудовлетворительном качестве обучения и о низкой самооценке самих студентов. Китайские высшие и средние профессиональные колледжи становятся социальными институтами, которые закрепляют иерархию китайского общества. Социальную иерархию поддерживает и наличие двух внутренних рынков труда: отдельно для выпускников университетов, которых принимают на работу крупные современные предприятия, и для выпускников ВПО, которые трудоустраиваются на средних и мелких предприятиях [4:92]. В последние годы структурная безработица стала носить столь угрожающий характер, что только окончание престижного университета может обеспечить выпускнику удачное трудоустройство и карьерный рост. Однако, число «доходных» «тёплых» мест ограничено. Кроме того, при найме на работу, особенно в государственные организации и фирмы по-прежнему большую роль играют межличностные неформальные связи – «гуанси», когда работодатель отдаёт предпочтение «своим родственникам» и «полезным» людям, вне зависимости от их профессиональных качеств. В ходе модернизационного процесса китайское общество стало более открытым влиянию внешнего мира. Жизненные представления и ценности учащейся молодежи вестернизируются, меняются представления о том качестве жизни, которое должно соответствовать их уровню образования. В студенческой среде возникает ситуация завышенных ожиданий, не соответствующих реальным возможностям и потребностям китайской экономики. Снижение темпов экономического роста, стремительное увеличение численности выпускников вузов, неподкреплённое запросами рынка труда на кадры высокой квалификации - все эти факторы серьёзно деформируют перспективы трудоустройства молодых специалистов. Несмотря на наметившийся экономический спад, ожидания молодежи продолжают по инерции возрастать, в то время как реальный уровень удовлетворения этих ожиданий снижается. Растет численность выпускников вузов, которые, не желая работать на низкооплачиваемых местах, живут за счет своих родителей. Иждивенчество проявляется и в том, что многие молодые специалисты не желают брать на себя ответственность за риски и хотят работать только в крупных государственных или зарубежных компаний. Можно предположить, что разрыв между трудовыми ожиданиями и возможностью их удовлетворить способен привести к социальному взрыву. Предотвратить или по крайней мере смягчить ситуацию можно, на наш взгляд, направив трудовую активность выпускников вузов в русло создания собственного инновационного бизнеса. Аналогичные вызовы и проблемы прослеживаются и в России. Проведённый департаментом государственной политики в сфере высшего образования анализ трудоустройства выпускников 2013-14 годов показал, что начали работать только 75% выпускников. Из них лишь 3% открыли собственный бизнес [7:7]. Опыт Китая по созданию благоприятных условий для развития инновационных бизнес-проектов, распространению нового мышления, творческой культуры и коммерческой инициативы в молодежной среде будет полезен и для России. Abstract. The Chinese labour market is significantly changing due to: decline of the working-age population and growing number of those who are getting old, that will lead by 2050 to a fundamental change in the ratio between these two categories of population; rising labour costs; changes in the structure of the labour force as a result of improving of educational level and training of the young generation who were entering the working age since the late 1990-s; changes in social and employment expectations of the labours during economic modernization; the values’ transformation of so called post-90-th generation; the imbalance between supply and demand on the labour market, caused by an uneven regional development, the mismatch of the field of study of professional training and the real needs of business, the gap between graduates’ dreams and reality; structural unemployment of graduates due to low quality of training. Theses. The primary employment of University graduates in 2013, according to Reports on the development of education in China, were 77,3% and 65.9 % amongst men and women graduates [1: 12]. Difficulties with employment are primarily a result of the inconsistencies of the workforce and demands of employment. In 2013 bachelor graduates amounted to approximately 68% of all graduates, masters - 9.2%, doctoral – 0.4% . The rest of 22.4% are graduates of vocational training programs at higher professional colleges [2: 017]. The dominance of the academic sector over professional one is not due to current economic needs. Data on personnel needs of the labour market in 2013 indicated, that 80% of graduates of higher vocational colleges found jobs immediately while 2/3 of bachelor graduates had found job only in the interval between 6 months and a year after graduation[3]. Besides, the salaries of graduates of secondary and higher vocational colleges are growing faster than the salaries of universities graduates. However, despite such clear signals of the labour market, while the number of University students was permanently increasing during the last decade, vocational education loses its appeal. In 2011-2012, many institutions of higher professional education (HPE) were unable to fulfil the plan of student’s enrollment. It became typical that after receiving the notice of enrollment in higher vocational college, young Chinese choose other life paths: some of them began to prepare for next year University enter exams, some of them leave for studying abroad, or begin to work[4: 92]. On our opinion, the reasons for the low popularity of higher vocational colleges are the following: 1. 1. Low social status and limited professional mobility of graduates in non-academic sphere of higher education. Analysis of occupational mobility of College graduates shows that only few of them manage to move up the career ladder[4: 93]. 2. Dissatisfaction with working conditions. Most Chinese enterprises are small and medium size, and do not require special training of the labours. 3. The uneven socio-economic development of the country. In 2013, 71% of graduates concentrated in the three China’s most developed areas [5: 52]. 4. Enterprises in traditional industry sector don’t need a lot of employees who possess specialized knowledge. 5. HPE students do not pocess the necessary business culture and organizational behavior. Chinese employment agencies enumerate the following deficiencies that graduates of higher vocational colleges meet: apathy, lack of planning skills, self-doubt, ignorance of basic business ethics, lack of responsibility, and team-working skills [6:98]. The underdevelopment of students’s personality characteristics confirms unsatisfactory quality of training and low self-esteem of the students themselves. It is hardly an exaggeration to conclude that Chinese secondary and higher vocational colleges have become social institutions that reinforce the hierarchy of Chinese society. Social hierarchy is maintained by presence of two inside labor markets: one for University graduates, who are engaged by large modern enterprises, and the other for graduates of higher vocational schools who are hired by small and medium enterprises[4:92]. In recent years, structural unemployment in China became so alarming that the successful employment can be provided only by studying in prestigious University, however, the number of so called "profitable", "warm" job positions are limited. In addition, informal interpersonal communication – "Guangxi" when an employer gives preference to "relatives" or "useful" people, regardless of their professional qualities, continue to play a significant role in personnel recruitment, especially in public organizations or state business companies. During the modernization process Chinese society has become more open to the influence of the external world. Chinese students’ values became more Western type, their ideas about the quality of life, that correspond to their level of education have gradually changed. There is a situation of exaggerated expectations among students that do not meet real possibilities and needs of the Chinese economy. The decline in economic growth, the rapid increase of the number of graduates, unsupported by the labor market’s demands for high qualification professionals- all these factors seriously distort the prospects for employment of young specialists. Despite the economic downturn, expectations of youth continue to increase by inertia, while the real satisfaction of these expectations are dropping below. Many University graduates refuse to work for law wages and prefer living at the expense of the parents. Dependence life position manifested itself in the fact that many young professionals do not want to take responsibility for the risks and want to work only in large public or foreign companies. It is obvious that the gap between employment expectations and the ability to satisfy them may lead to social upheaval. State support of innovative high-tech private enterprise opened by University graduates’ can prevent or at least mitigate the situation. Similar challenges and problems are also in Russia. Analysis of employment of graduates of 2013-14, conducted by the Department of state policy in the sphere of higher education, showed that 75% of the graduates have started to work, but only 3% have started their own business [7:7]. China’s experience of creating favorable conditions for the development of innovative business projects, dissemination of new thinking, creative culture and commercial initiatives in among students and young professionals will be useful for Russia.