ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Песня соловья – один из символов национальной культуры, образец совершенства вокализации птиц. Какая «алгебра» лежит в основе удивительной гармонии песни соловья, какие процессы влияют на становление репертуара отдельных исполнителей и вокальных традиций целых популяций? Различаются ли между собой диалекты московского, курского, черниговского соловьёв? Отличаются ли характеристики пения урбанизированной популяции московских соловьёв от пения их сородичей, обитающих за пределами города? Эти вопросы побудили нас заняться исследованием вокального поведения восточных соловьев, обитающих в Москве Попутно были собраны некоторые данные по численности, размещению, предпочитаемым местообитаниям и другим чертам их экологии. Это позволило нам составить представление о современном состоянии, благополучии и потребностях соловьев, а также выявить угрозы, которым подвергается уникальная по многочисленности, вокальному диалекту, устойчивости к городскому шуму и антропогенному стрессу популяция огромного мегаполиса. В настоящее время соловьи принадлежат к числу обычных городских птиц Москвы. Столичные парки и даже небольшие скверы в центре города густо заселены несравненными певцами. Не только в парках, но даже на некоторых улицах города, стоя на одном месте, можно одновременно слышать сразу нескольких поющих самцов. Соловьи не пугливы и поют в самых людных и шумных местах. Москву часто называют «соловьиной столицей мира» и нам не раз приходилось слышать от зарубежных коллег вопрос о том, как удалось привлечь в город такое количество соловьёв. Но так ли незыблемо благополучие московской популяции? В мае-июне 2010-2011 и 2014 гг. мы записали пение 168 самцов восточного соловья в границах МКАД. Были обследованы практически все основные парки, особо охраняемые природные территории и большие зелёные массивы города: Тропарёвский и Битцевский лесопарки, Нескучный сад, Воробьёвы горы и прилежащие территории МГУ, долина Сетуни, Измайлово, Лосиный остров, Главный ботанический сад, Царицыно и др. Для звукозаписи использовали профессиональные цифровые магнитофоны Marantz PMD 660 с микрофонами AKG и Seinheiser–МЕ 66 с модулем-предусилителем К-6. Визуализацию сигналов и измерения частотно-временных параметров проводили при помощи программы «Syrinx». Спектральные характеристики получены с помощью программного пакета «Avisoft SASLab Pro». В небольших по площади массивах мы проводили абсолютные учёты поющих самцов. В больших парках проводили линейные учёты по методике финских линейных трансектов. Сделаны подробные описания местообитаний, к которым приурочены песенные посты и гнездовые территории соловьёв. Ранее мы провели подробный анализ вокализации соловьев Московской городской популяции (Иваницкий и др., 2013а,б). Какие акустические свойства придают привлекательность и поразительную «дальнобойность» пению восточного соловья? Во-первых, плотность упаковки отдельных элементов (нот), составляющих песню такова, что сильные опорные звуки (амплитудные максимумы), задающие генеральный ритм пению, разделены паузами, длительностью 0.10 - 0.64 с (в среднем 0.26 с). Такая ритмическая структура соответствует темпу хорошо артикулированной человеческой речи (Иваницкий и др., 2012, 2014а). Во-вторых, в песне соловья чередуются широкополосные, высокочастотные и низкочастотные элементы. Соловьи могут издавать очень низкие звуки, лежащие в диапазоне 1 - 2 кГц; такие низкочастотные компоненты редко присутствуют в пении мелких певчих птиц (Bergmann, Helb, 1982). У соловьев они создают акустический контраст с широкополосными звуками с верхней границей в области 8—10 кГц. Низкочастотные звуки обладают плавной амплитудной модуляцией и насыщенным звучанием. В этих звуках - в старину их называли «дудками», «дробями», «стукотнями» заключено, наверное, одно из главных очарований соловьиной песни. Поскольку скорость затухания звуковых колебаний в воздухе обратно пропорциональна их частоте, то это и есть самые громкие звуки песни, разносящиеся на многие сотни метров и способные перекрыть городской шум. Индивидуальные репертуары московских соловьев по объему различаются более чем втрое: посредственные певцы исполняют 7- 8 типов песен, выдающиеся мастера — до 20-23-х. Расчёт вероятностей исполнения разных типов песни с помощью формулы Шеннона свидетельствует о том, что соловьи московской популяции исполняют разные типы песен в определённой последовательности и запоминают порядок их презентации (Иваницкий и др., 2014а). Самцы в точности запоминают порядок исполнения последовательностей, включающих по крайней мере 5-6 типов песен. Некоторые исполнители строят пение по циклической программе, т.е. повторяют одну и ту же последовательность песен. В особенности ярко такая цикличность проявляется в пении самцов с наиболее бедными репертуарами. У московских соловьев имеются две наиболее популярные вокальные программы. Программа остается неизменной и в тех случаях, если после исполненной песни следует необычно длинная (например, 20-30 с) пауза, например, вследствие необычных шумов или других тревожащих факторов: даже после таких длинных пауз соловей исполняет именно тот тип песен, который в данном месте предписан программой. Мы сравнили частотные характеристики песен восточных соловьев, обитающих в границах Москвы и за пределами города (Иваницкий и др., 2014б). В анализ были включены самцы, репертуары которых содержали 4 модельные типа песен, которые исполняются и в городе, и в области. Полученные данные подтверждают гипотезу сдвига частотного диапазона пения птиц в ответ на воздействие городского шума. Минимальные частоты всех 12-ти изученных вокальных компонентов из 4-х типов песен в городе локализованы выше по спектру, нежели в области. Скорее всего, эти различия обусловлены разным уровнем зашумления местообитаний. Сопоставление фонограмм соловьёв, записанных в 2010-2011 гг. привело нас к заключению о том, что вся территория Москвы заселена птицами, принадлежащими к единой вокальной культуре (Иваницкий и др., 2013а,б; Марова и др., 2013). Её основу создают 10-15 типов песен, которые присутствуют в репертуарах практически всех московских соловьев. Лишь немногие из них включают в стандартный репертуар оригинальные «авторские» типы песен. Они обычно встречаются лишь у единственного исполнителя. Мы исследовали также, насколько далеко за пределы города распространяются основные элементы столичной вокальной культуры, насколько резко отграничена она от сопредельных культур. Оказалось, что некоторые московские типы песен распространены на пространстве от Дмитрова и Сергиева Посада на севере до Тульских засек на юге. Соловьи на удивление терпимы к присутствию людей и высокой зашумленности пространства. Многие самцы невозмутимо поют всего в нескольких десятках метров от самых оживленных транспортных магистралей. Какие же факторы оказывают основное влияние на благополучие московской популяции? Что вызывает беспокойство за её будущее? По нашим наблюдениям в мае-июне 2010-2011 гг. численность соловьёв была очень высокой только в тех насаждениях, где оставался нетронутым нижний ярус растительности, не были проведены укосы и сбор веток: в частности, в Нескучном саду, в ООПТ «Сетунь», в Битцевском лесопарке, на Воробьёвых горах (табл.). В тех парках, где к 2011 году уже были проведены мероприятия по укосам, уборке ветвей и др. численность соловьёв была существенно ниже или же они отсутствовали вовсе: например, возле каскада прудов Царицынского парка, где преобладает «английский газон», а кусты выстрижены. Обращает на себя внимание пристрастие соловьёв к антропогенно-изменённым элементам ландшафта. Большинство территорий самцов, например, в Битцевском лесопарке, на Воробьёвых горах и др. приурочено к местам, которые многократно используются отдыхающими для пикников – это вытоптанные площадки, но обязательно окружённые деревьями, кустарниками и высокотравьем. Соловьи также охотно селятся вдоль грунтовых пешеходных дорожек. Но стрижка кустов, уборка веток и укосы в парках неизбежно приводят к резкому снижению численности вплоть до полного исчезновения соловьёв, поскольку лишают их гнездовых местообитаний. Что необходимо для сохранения уникальной московской популяции соловьёв? Конкретные меры чрезвычайно просты, не требуют специальных усилий и капиталовложений. Необходимо лишь сохранить дифференцированный подход к паркам: выделение (наряду с детскими площадками и инфраструктурой мелких спортивных сооружений) достаточных по площади интактных зон, в которых не производятся кошение, обрезка кустов, сбор валежника, валка деревьев. Необходимо оставлять нетронутыми заросшие берега малых рек и других водоёмов. Учитывая пристрастие соловьёв к участкам с вытоптанным грунтом, (на которых они любят собирать корм), оборудование в 2013-2014 гг. в парках «пикниковых точек» (в частности, в Юго-Западном округе) можно рассматривать как положительную тенденцию в реорганизации. (В настоящее время в парках города насчитывается более 150 таких точек - Михеев, 2014). Отметим, что в современной мировой концепции рекреационного отдыха как раз выражена тенденция к обособлению и уединению. Жители больших городов всё больше и больше ценят возможность отдыхать в местах, напоминающих островки дикой природы. Именно такие участки, которые пока ещё сохраняются в московских парках и даже небольших скверах, служат элитными местообитания соловьёв в период гнездования и составляют условие благополучия московской популяции.