ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Традиции — это устойчивые преемственности в осуществлении какой-либо деятельности, систематическая передача и воспроизводство определённого наследия, которое субъект традиции считает ценным. Наследием в интеллектуальной традиции являются духовные конструкции, способы осуществления духовной деятельности либо в своём идеальном виде, либо вместе со своими материальными носителями (книгами, статьями и т. п.). Аристотелизм — одна из наиболее устойчивых и мощных интеллектуальных традиций в истории мысли, тянущаяся сквозь века и присутствующая в разных культурах. Изучая аристотелизм как традицию, мы замечаем, что она не представляет собой чего-то цельного, единого и неизменного. Происходит ветвление и миграция традиции, возникают её изомеры. Вероятно, первое разветвление традиции связано с учениками Аристотеля Евдемом Родосским и Деметрием Фалерским, перенесшим перипатетизм из Афин на Родос и в Александрию (III в. до н.э.). С большей достоверностью можно говорить о ближневосточной ветви, возникшей в V в. благодаря деятельности сирийских монофизитов и несториан. Эта ветвь существовала сначала в сирийской, а затем также и в персидской языковой и культурной среде [Пигулевская 1979, 141-149]. Данная преемственность не прервалась с приходом арабов, и аристотелевская традиция продолжилась в так называемом «восточном перипатетизме» [Сагадеев 1999, 38-39] с VIII в. Наряду с ближневосточной и византийской ветвями с VI в. ведёт своё существование и латиноязычная ветвь аристотелизма. Когда в XII-XIII в Западной Европе стала осваиваться новая волна аристотелевского наследия, стало затруднительно говорить о какой-то одной латиноязычной аристотелевской традиции. Как показал В. Татаркевич, скорее речь должна идти о трёх традициях: латинском аверроизме, гетеродоксальном аристотелизме Давида Динанского и христианизированном аристотелизме Фомы Аквинского [Татаркевич 2000, 390-392]. Их можно назвать тремя изомерами одной традиции, по-разному интерпретирующими и комбинирующими примерно одно и то же наследие Аристотеля. В XVI в. к ним добавились александризм и аристотелизм гуманистов, которые были основаны на новых переводах с греческого. Впоследствии появятся новые изомеры традиции, идущей от Аристотеля. В процессе эволюции аристотелевской традиции постоянно изменялся её субъект. Каждый из изомеров традиции, каждая её ветвь имела собственного носителя. Изначально им был Ликей, а с V в. несториане, монофизиты, греческие и сирийские неоплатоники. В латинской схоластике носителями изомеров традиции были относительно обособленные небольшие группы схоластов. Субъекты ветвей и изомеров традиции были нередко глубоко разобщены друг от друга в культурно-религиозном и политическом отношении, поэтому они по-разному интерпретировали наследие. Эволюционные изменения затрагивают не только субъект, но и объект традиции. Образующее его наследие может более или менее органично смешаться с наследием другой традиции, и тогда они образуют сплав. Подобного рода явление мы наблюдаем в I в. до н.э., когда начинается смешение аристотелизма с платонизмом [Чанышев 2001, 54-55, 696]. Обратный процесс рафинирования (очищения) наследия Аристотеля происходит в XV-XVI вв. в кругах гуманистов на основе новых переводов с греческого [Зубов 1963, 286-292]. Можно также обратить внимание на обеднение и обогащение объекта традиции. Обеднённое наследие, сводившееся к логике, было присуще раннесхоластической аристотелевской традиции. С XII в. традиция начала обогащаться за счёт пополнения наследия новыми философскими и естественнонаучными произведениями Аристотеля, вводимыми в обиход. Литература 1. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979 2. Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Leviston-Queenston-Lampeter. 1999 3. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь, 2000 4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001 5. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963