ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Проблематизация относительной беспомощности человеческого глаза и видения, которое воображает себя свободным, будучи неизбежно ограничено точкой зрения. Человек – существо телесное и этим родственное всему живому: на этой почве множественные аналогии между китом и человеком, шутливо-иронические предположения об идеальных функциях органов на основе их наблюдаемого устройства. У кита глаза расположены иначе, значит и представление о мире иное (для него нет понятий спереди-сзади, два переда! Плен рефлексии). Можно ли посмотреть на мир глазами кита и вообще чужими глазами? Ситуации, в которых мы чьими-то глазами наблюдаем наблюдающего, смотрим на смотрящего, гадая над природой процесса. Что видит (или – чаще - не видит) другой. Роман – теория человеческого опыта, суть которой не в рационализации, абстрагированию, сведения к общим понятиям или типовым сюжетам, - а в открытии этой тонкой материи разнообразному осмыслению изнутри, путем разыгрывания тех простейших схем, из которых образуются сложнейшие (уже непроницаемые, сопротивляющиеся коммуникации) комплексы. Но любой человек смотрит – притом видит-и-не-видит – это автоматизированное микродействие, схема опыта, которая столько же владеет нами, сколько мы ею, разыгрывается образуя сквозную – несюжетную – линию повествования. За счет подробности, замедленности описания у Мелвилла снова и снова создается пространство продуктивной дезориентации чувств. Я уже вижу, еще (?) не зная что вижу… читаю, не зная, что про-читаю, не знаю итогового смысла, ну так его я и не узнаю…