ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В 1990-е гг. в КНР начались кардинальные реформы в системе высшего образования. Происходило укрупнение вузов путем слияния мелких вузов, появились мегауниверситеты, численность студентов в которых превысила 100 тыс. чел. Укрупнение вузов позволило более рационально использовать материальные ресурсы, педагогический и научный потенциал вузов, сократить управленческий аппарат, повысить качество образования и эффективность обучения. Чтобы ускорить процесс изменения структуры и приоритетных направлений развития высшей школы, китайское руководство сконцентрировало финансовые ресурсы в 100 ведущих вузах, которые по замыслу руководства страны должны превратиться в форпосты новых знаний, мышления, теорий, технологий, научных направлений и школ. Перед этими вузами была поставлена задача поднять общий уровень преподавания и подготовки специалистов до мирового уровня; усилить преподавание научных дисциплин, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием, научно-техническим прогрессом и обороноспособностью страны; стать образцом для развития высшего образования в целом. В государственной программе развития науки и высоких технологий определены 863 приоритетных научных направления, из которых 502 темы разрабатываются силами вузов. В конце 90-х гг. в стране была существенно облегчена процедура выезда за рубеж на учебу. Более того, государство приняло ряд реальных мер по обеспечению возвращающихся из-за рубежа молодых специалистов работой и жильем. Политика поощрения учебы за границей возвращения на Родину, оказалась очень эффективной. За последние 20 лет в КНР вернулись каждый четвертый из более чем миллиона обучавшихся за рубежом молодых китайцев. Китай также открыл свою систему образования для иностранных студентов и специалистов. Если в 1978 г. только 78 китайских университетов принимали иностранных студентов, и их численность составила менее 500 человек, то в 2010 г. в 620 вузах страны обучались 265 тыс. иностранцев. За тот же период численность иностранных ученых в китайских исследовательских центрах выросла с 2500 до 480 тыс. человек. В настоящее время в КНР работает 39 лауреатов Нобелевской премии. В ведущих вузах страны сосредоточено 2/3 всех ключевых лабораторий и инженерно-конструкторских исследовательских центров страны. 50% всех технических изобретений страны сделаны в вузовских лабораториях и стали приносить доход. Таким образом, в условиях дефицита квалифицированных специалистов Китаю удалось сконцентрировать в вузах и НИИ творчески мыслящую научно-техническую элиту, отработать схему взаимодействия вузов и научно-технических предприятий, подготовить для них кадры. Таким образом, создание «форпостов» в сфере высшего образования представляется вполне оправданным по достигаемым результатам, хотя и ведет к углублению дифференциация вузов по материально-техническому и кадровому обеспечению.