ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Смена научной и образовательной парадигмы в постсоветской России влечет за собой неизбежность новых форм и методик преподавания в высшей школе. Это особенно актуально для мало востребованных в новых условиях отраслей науки, таких как палеонтология. Резкое сужение сферы применения привело к критическому сокращению числа студентов палеонтологов и сильному снижению их начального образовательного уровня. Хуже всего, что новые студенты уже не столь хорошо усваивают предмет, преподаваемый им классическим образом. Но палеонтология – наука консервативная, и многие новые современные методики преподавания к ней неприменимы. Однако именно эта консервативность (специалистом становятся, лишь отсмотрев и запомнив огромное число фоссилий), позволяет открыть новое направление в преподавании палеонтологии – музейное обучение. Различаются три основные формы: музейное преподавание предмета, студенческие экскурсии и самостоятельная работа студентов. Все три отличаются задачами, спецификой методических подходов и требуют специально разработанных учебных материалов и пособий. Музейное обучение эффективно только в крупных музеях. Ни в коем случае, оно не может заменить классическое аудиторное, воспитывающее узких специалистов, но применяемое вкупе с ним, позволит достичь гораздо большей универсальности подготовки. Это должно привести к востребованности выпускников не только в сфере фундаментальной науки и ее прикладных областях, но также в разных аспектах музейного дела, в среднем и дополнительном детском образовании, в сфере популяризации науки. Изменяя форму влияния на общество, палеонтология сильно расширяет свои возможности, что, в конечном счете, поможет ей сохраниться как науке.