![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе представлены результаты исследований по снижению донного сопротивления летательного аппарата (тела вращения), обтекаемых сверхзвуковым потоком. Экспериментальные исследования проведены на аэродинамической установке А-3 при числе Маха M1 = 3,0. Разработан способ генерации донной тяги с использованием пылевой плазмы, полученной за счет горения оксидно-металлического порошкового композита. Исследованы различные конструктивные схемы донных тепловых газогенераторов (ДТГ) с отделяющимся дном в виде плоской пластины или параболоида. Проведен сравнительный анализ эффективности предложенных способов тепломассоподвода в ближний след тела вращения. Установлено, что при вдуве пылевой плазмы и наличии отделяющегося дна (плоская металлическая пластина) наблюдается увеличение донного давления. При горении композита образующаяся пылевая плазма занимает все донное пространство, выходя из области, ограниченной линиями стекания, что приводит к реализации течения, когда зона отрыва объединяется с зоной рециркуляции в донной области, т.е. реализуется донная тяга. С целью увеличения зоны рециркуляции проведен эксперимент на усовершенствованной модели ДТГ с отделяющимся дном в виде параболоида (цилиндр, торцевая поверхность которого выполнена в виде параболоида). Дно, в фокусе которого размещается металлический порошковый композит, генерирующий пылевую плазму, устанавливается в ДТГ на скользящей посадке. Для ДТГ с отделяющимся дном в виде параболоида изучена газодинамика течения в донной области. Показано, что отбрасываемое дно некоторое время находясь в донной области, увеличивает донное давление, которое превышает статическое давление в потоке. При выходе отбрасываемого дна из донной области давление становится меньше статического. Таким образом, очевидно, что для создания донной тяги существуют резервы увеличения донного давления за счет дальнейшего совершенствования газодинамической схемы ДТГ с отделяющимся дном и возможности использования пылевой плазмы. Выбор конструктивной схемы проектируемого устройства будет зависеть от круга решаемых прикладных задач. Представленные способы увеличения донного давления также нуждаются в дальнейшей эффективной экспериментальной реализации для определения их основных необходимых параметров.