ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
На протяжении свыше 20 лет преподавание английского языка в России виделось как возможность расширить сознание и выйти за рамки национального менталитета. Думать на английском языке, оперируя западными ценностями, было объектом стремлений любого изучающего английский язык как иностранный, и при этом продвижение ценностей России не рассматривалось в диссонансе с данными стремлениями. Выявление расхождений носило констатирующий и невинный, даже шутливый характер и редко имело целью дать оценку неродным ценностям – они не хороши и не плохи, они просто другие. Однако, с начала 10-х гг XXI века и по нарастающей преподаватель английского языка встает перед непростым выбором: продолжать и далее обучать студентов западным, а, значит, по большей части, либеральным ценностям через язык, или обучать их английскому языку на материалах, поддерживающих отечественную пропагандистскую машину в условиях гибридной войны. Освещение любой темы, фигурирующей в западной повестке, на основе аутентичных материалов с неизбежными дискуссиями сулит преподавателю ряд потенциальных проблем. Читая западные средства массовой информации, просматривая фильмы, общаясь с носителями английского языка в различных сообществах, невозможно избежать тем -превосходства меритократии над кумовством, -популизма и национализма, -нарушения прав человека, -борьбы за права сексуальных меньшинств, -феминизма, -отмывания денег и коррупции, -прозрачности политических процессов, -подотчетности власти народу, -социальной несправедливости, -различных форм ведения войны, -ревизионизма, -искажения фактов текущих событий, -свободы слова и самовыражения. Не давать оценку прочитанному и услышанному, изучать исключительно языковые структуры, не вдаваясь в суть освещаемых проблем, не представляется возможным. Создавать программы исключительно на материалах, которые поддерживают отечественную идеологическую позицию, также мало эффективно, поскольку все еще открытый доступ к информации в сети Интернет и мобильность студенчества будет вскрывать предвзятость составителя такой программы и ее однобокость. Выбор остается за преподавателем, который или будет стремиться обойтись безопасными темами, или в погоне за объективностью будет рисковать столкнуться с обвинением в содействии враждебной пропагандисткой машине, или будет подвергать строгой цензуре отобранный материал и самоотверженно отстаивать правоту отечественных СМИ, активно поддерживать политику руководства страны, владея английским языком и имея возможность представлять страну на международных платформах. Доклад содержит примеры из современных публицистических и научных статей, посвященных наиболее злободневным проблемам и призывает к обсуждению места преподавателя англиста в не простые для межкультурной коммуникации времена.