ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Маяковский и Мандельштам имеют славу несхожих поэтов – в основном потому, что они оказались на противоположных полюсах советской политики. Однако творчество их имеет общие корни: стилевые искания русского модернизма, которые во многом ориентировались на достижения французской культуры. При этом Маяковский и Мандельштам принадлежали ко второй волне русского модернизма (к которому примыкал авангард), где появилась тенденция к синтезу искусств, которая выносила поэзию за рамки устаревшей «гиероглифической» образности. Оба поэта обращались к модернистской французской живописи и были прекрасно с ней знакомы. При сравнении их подходов обнажается стремление к инструментализации искусства (что соответствовало установкам времени, «вещизму» Родченко и футуристов, и «милому Египту Вещей», воспетому акмеистами). В статье «Французы» Мандельштам обращается к образам искусства как мануфактурного производства («растягивал зрение, напяливал его на колодку») и науки («большие температурные волны пространства живописи»). Маяковский в парижских заметках оценивает достижения авиации как музейные экспонаты: «со сверхлуврским интересом лазим мы по прекраснейшим кабинкам», и говорит о конструктивизме как об «инженерии, нужной для оформления жизни». Авторы также разделяют взятый из символизма образ художника как трудящегося (ремесленника – для Мандельштама и рабочего – для Маяковского).