ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последние несколько лет в исследованиях научной фантастики и ее типологических разновидностей (киберпанка, космической оперы, альтернативной истории и т.д.) влияние набирают цифровые исследования. Ученые, занимающиеся компьютерным анализом, свою задачу видят в том, чтобы пересмотреть роль субъекта в истории литературного жанра. Традиционные методы историописания исходят из представления, что именно отдельная личность (автор, издатель, читатель) играют решающую роль в формировании смыслов культурных объектов и явлений. Цифровые исследования (в частности, количественный лингвистический анализ), наоборот, утверждают, что индивидуальные позиции, мнения, представления и заблуждения создают мифы, мешающие непосредственному восприятию исторических фактов. Возможен ли диалог между исследователями литературной культуры и представителями цифровой гуманитаристики? Как совместить культурный релятивизм с точным количественным подсчетом? В своем выступлении я представлю краткий обзор проекта «Жизненные циклы жанров», выполненного ученым из Иллинойского университета Тедом Андервудом в 2016 году, постараюсь указать на его сильные стороны, очертить возможности для продолжения этого исследования на русскоязычном материале, а также отметить ограничения этого подхода на конкретных примерах.