ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Виталий Третьяков О высшем образовании в области телевидения Тезисы выступления на научно-практической конференции ВШТ МГУ (29 октября 2017 г.) 10 лет, прошедших со дня создания с абсолютного нуля Высшей школы телевидения МГУ, позволяет мне не только возгордиться тем, что сделано за эти годы (этим мы занимались 1 октября на праздновании нашего юбилея), но и высказать, обобщив содеянное – удавшееся и неудавшееся, предложения (или, мягче, предположения) о том, каким должно быть высшее образование в области телевидения. Этому и будет посвящено моё выступление. 1. Сначала две оговорки. Первая: можно ли успешно работать на современном телевидении, не имея специального образования или никакого образования вообще? Можно. Но это отдельная тема. В любом случае обществу предпочтительнее иметь на телевидение людей образованных, чем невежественных. Следовательно, образование всё-таки нужно. 2. Вторая оговорка: О свободе классического университетского образования. По крайней мере, для столичных и некоторых других классических университетов, исторически доказавших своё право на академические свободы. К их числу, бесспорно, относится Московский государственный университет. 3. Дело в том, что целый ряд специальных дисциплин не могут быть качественным образом преподаны студентам в большинстве вузов страны просто за пределами Москвы и Санкт-Петербурга соответствующих преподавательских кадров. Кроме того, эффективная производственная практика может быть организована только в крупнейших телевизионных центрах, а практически – только в Москве и с большими оговорками – в Санкт-Петербурге. Поэтому я считал бы целесообразным разделить обучение в нашей сфере на два этапа: сначала 2 года учёбы в том или ином региональном вузе (как правило, на факультетах журналистики), а затем – после специального отбора – 2 года (ещё в пределах бакалавриата) – как обязательное правило, в Москве, Санкт-Петербурге и ещё 2-3 университетских центрах в Сибири и на Дальнем Востоке. Но не это главное моё предложение и предположение. 4. Факультет телевидения – это творческое учебное подразделение? Получается, что полутворческое, так как у него нет тех возможностей, которые удалось отстоять ВГИК, ГИТИС и театральным училищам. А опыт нашей работы показывает, что такие возможности необходимы и тем, кто всерьёз и профессионально готовит творческие кадры для телевидения, то есть, как минимум, ВШТ. 5. С одной стороны, только классический университет может дать полноценное современное образование. С другой стороны, только сложившаяся в советское время в творческих вузах система обучения по принципу творческих мастерских может обеспечить полноценное овладение творческими телевизионными профессиями. Да плюс ещё привычку и навык работы в команде, что является неизбывным законом телевидения. Конечно, это идеальный вариант, но, на мой взгляд, вполне реальный, а потому и оптимальный. 6. Что мешает, помимо уже обозначенного выше (отсутствия соответствующей свободы)? 1) Система оплаты в вузах; 2) Специфика работы на телевидении (время съёмок и пр.). 7. Я попытаюсь в рамках ВШТ и в условиях нынешних суровых административно-бюрократических ограничений разработать и внедрить паллиатив такой системы. Как – это тема специального и отдельного доклада, который я готов буду сделать на нашей второй такой конференции через год. Или несколько раньше и в другом, но не в менее авторитетном месте.