ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В настоящее время термины «бизнес-процесс» и «автоматизированный бизнес-процесс» прочно вошли в состав базового набора понятий, используемого в области информационных технологий. Несмотря на значительное количество практических примеров успешной разработки и внедрения программных систем, реализованных на базе этого понятия, единой общепризнанной теории бизнес-процессов так и не сложилось. В то же время попытки создания такой теории неоднократно предпринимались и предпринимаются. Это является ярким отличием программных систем автоматизации бизнес-процессов от других типов общецелевого программного обеспечения, например, операционных систем и систем управления базами данных. В последних двух случаях можно привести общепризнанные классические монографии и учебники, формирующие для этих типов общецелевого программного обеспечения научный фундамент. Как уже было отмечено ранее, попытки создания теории бизнес-процессов предпринимались. Заслуживают упоминания две такие попытки. В качестве базовой математической модели предлагалось использовать аппарат сетей Петри. Данный подход вырос из потребности в решении двух взаимосвязанных практических задач. Первая задача – это верификация бизнес-процессов, понимаемая как проверка их внутренней логической непротиворечивости. Вторая задача – формализация семантики бизнес-процессов, потребность в которой возникает при проектировании языков их описания. Другая попытка создания единой теории была связана с разработкой подходов к оценке выразительности языков описания бизнес-процессов. Потребность в этом возникла в начале 2000-х годов в связи с появлением большого числа подобных формальных языков, которые необходимо было каким-то образом сравнивать и сопоставлять. В рамках данного подхода был выделен стандартный набор управляющих конструкций (операторов), которые используются для описания бизнес-процессов. Оценка выразительности рассматриваемых формальных языков сводилась к исследованию их возможности реализовать каждую из стандартных управляющих конструкций. Два упомянутых подхода так и не привели к созданию общепризнанной теории бизнес-процессов. Причина этой ситуации может состоять в следующем. Сравнительно новое понятие «автоматизированный бизнес-процесс» во многих прикладных задачах по смыслу оказывалось очень близким к классическому понятию «вычислительная программа». Упомянутые подходы не позволяют разделить эти два понятия надлежащим образом. В докладе предлагается решение подобной задачи, базирующееся на использовании теории схем программ.