ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Движение WorldSkills - широкая платформа для продвижения новых подходов в области подготовки педагогических кадров по программам СПО. Современное образование требует от людей владение такими качествами, как умение ориентироваться в любых ситуациях, вариативность, умение критически смотреть на вещи, устойчивость в психологическом плане. Современная российская школа в основном нацелена на углубление и расширения интеллектуального уровня ребенка, зачастую без учета развития таких важнейших компетенций, как умение мыслить в разных направлениях (дивергентное мышление), умение проектировать и реализовывать свои проекты, умение работать в команде, умение справляться со сложными жизненными ситуациями. Креативная педагогика, когнитивная педагогика, педагогика сотворчества - педагогические направления, которые стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса, которые связывают воедино педагогику, творчество, культуру, психологию, экономику, технологию и т.д. Один из подходов развития профессиональных компетенций в педагогической практике возможно реализовать через следующие направления: • FutureSkills – появление новых компетенций, нацеленных на новые форматы обучения, на умение решать сложные творческие, аналитические задачи, на высокую интегративность образования. В педагогических специальностях компетенции будущего могут создаваться через систему дополнительного образования (повышение квалификации, переподготовку, дополнительное образование школьников и студентов), через модули профессиональной подготовки, а также через постепенное введение новых специальностей. • чемпионаты профессионального мастерства, в том числе корпоративные, профессиональные олимпиады. • развитие детских движений, например, таких как игровой чемпионат BabySkills, целью которого является получения детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности (создание полигона ранних профориентационных проб). Данный проект находится в разработке. Глобальные изменения в экономике, технологиях и производстве не могут не коснуться и системы образования. Именно поэтому в педагогике это направление должно развиваться опережающими темпами наравне с техническими специальностями. Развитие педагогических профессиональных компетенций должно быть направлено на опережающую подготовку кадров - введение в систему образования новых компетенций будущего - «Руководитель детских проектов», «Артпедагог», «Игротехник» и т.д. Это одно из перспективных направлений WorldSkills Russia. Развитие компетенций будущего направлено на развитие: • профессиональных навыков (HardSkills); • навыков работы в цифровой экономике (IT-навыков); • социальных навыков (SoftSkiiis); • предпринимательских навыков; • владение иностранным языком. Итогом подготовки по модулям в педагогических колледжах в рамках реализации новых компетенций должна стать профессиональная стажировка и демонстрационный экзамен на овладение определенными компетенциями. В качестве примера, можно рассмотреть новую программу – «Руководитель детских проектов», которую под руководством профессоров Данильченко С.Л., Козубенко И.И. разработали в СПК им. П. К. Менькова в качестве модуля дополнительного образования для студентов Колледжа и в качестве программы повышения квалификации для преподавателей. В основе программы лежит положение о том, что проектная деятельность детей младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) – это учебная, исследовательская и творческая деятельность, результатом которой является решение задач, представленных в виде проекта. Современные студенты, как правило, уже имеют достаточный собственный опыт учебного и социального проектирования, хотя вместе с тем, как показывает практика, им тоже полезно систематизировать свои знания и навыки в области разработки и реализации проектов. На этих позициях строится программа дополнительного образования «Руководитель детских проектов». Обучение основам проектной деятельности начинается уже с детского сада. А что если, кроме воспитателя или учителя начальной школы, к младшим ребятам в качестве руководителя проекта придет студент 1-2 курса нашего Колледжа? Могут обнаружиться интересные эффекты: • мотивационный, у малышей появится интересный и знающий старший друг, увлекающий их творческим делом, а старшие почувствуют себя лидерами и опытными креативными наставниками; • деятельностный, т.к. старшие или младшие близки друг к другу «по поколению», по менталитету и им легче «окунуться» в совместную деятельность, решая общие задачи; • продуктивный, поскольку продуктом проекта будет детское творчество – в связке «студент - дошкольник». Возможно, первый и будет смотреть на второго «с высоты своих лет», а вот гиперопеки и опережающей подсказки, столь опасных для организации работы над детским проектом, точно удастся избежать. В среде современной студенческой молодежи становится доброй тенденцией возрастающий интерес к добровольческой, шефской, наставнической деятельности. Все привлекательнее для них становится деятельность вожатого, аниматора, волонтера, работающих с детьми. Здесь тоже необходимы компетенции руководителя детских проектов, умение организовать детское сообщество на коллективное творческое дело, на создание реального продукта (будь то сценарий торжества, школьный сайт или цветник у ворот школы или детского сада). Новые компетенции, формирующиеся в результате освоения программы: • владение основами педагогического менеджмента. • владение технологией проектной деятельности. • владение навыками работы в команде и организации командной работы. • владение технологией разработки, реализации и презентации коллективного проекта. • владение основами методики и технологии организации проектной деятельности в детском коллективе. Такая специальность или модуль в подготовке воспитателей и учителей начальных классов как «Артпедагог» предполагает развитие таких новых компетенций у воспитателей и учителей как: • владение различными технологиями художественного творчества. • владение навыками создания предметно-развивающей среды для организации продуктивной творческой деятельности детей. • владение навыками организации экспериментальной, исследовательской, проектной деятельность детей, используя художественные средства. • владение технологией включения детей в разнообразные виды деятельности, учитывая склонности и индивидуальные интересы детей. • владение навыками организации мероприятий, направленных на поддержание психологического комфорта детей, используя художественные средства. Такой специалист учит ребенка проектировать, исследовать, и все это средствами искусства. Ведь ребенок лучше усваивает материал через перцептивные навыки. И это касается не только школ, но и всей системы дошкольного образования. А этому на сегодняшней день в России практически не учат. Особенно это касается подготовки педагогов дошкольного и начального образования, где проще всего достичь междисциплинарности, разрабатывать инновационные, связанные между собой учебные программы, которые поставили бы искусство в центр обучения, а также развивали мыслительные навыки, личностные качества и социальные навыки детей. В нашем Колледже мы ищем различные пути и средства, как сделать процесс образования более качественным, понятным, доступным. И искусство здесь может сделать неоценимый вклад. Дошкольное, начальное школьное, дополнительное образование детей - это именно то образование, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, интересному, необычному. Мы часто придумываем новые технологии обучения, а то, что ближе, доступнее, упускаем из виду. А ребенок более восприимчив к тому, что находится рядом, что можно потрогать, с чем можно взаимодействовать, что доступно детскому восприятию. А это, в первую очередь, материалы для художественного творчества, конструкторы, все, что можно делать руками. Поэтому специальности будущего и должны быть направлены на освоение прикладных компетенций педагогами, которые будут помогать детям осваивать разные виды деятельности достаточно легко, не стесняясь, что у них не получится что-то. Совместная деятельность, средства искусства, проектные, игровые технологии будут лучшим познавательным мотиватором и лучшим учителем для поддержания у ребенка высокой самооценки, мотивации интереса, любознательность. Например, в Евросоюзе, на сегодняшний день переподготовку по арттехнологиям прошли свыше 47% педагогов. Там считают, что это один из мощных путей в образовании, направленный на развитие у детей навыков решения проблем, на изобретательство, исследовательскую деятельность. Еще одним мощным механизмом развития профессиональных компетенций студентов являются профессиональные конкурсы и олимпиады. В 2018 году впервые стартует Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО 44.00.00. «Образование и педагогические науки». Подобные мероприятия направлены на: 1. Создание условий для эффективной студенческой самореализации: • стимулирование студентов для получения дополнительных квалификаций. • вовлечение студентов в разработку проектов по предпринимательской деятельности в сфере образования, участие в региональных и национальных конкурсах предпринимательских инициатив. • вовлечение в олимпиадное движение в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата WS. 2. Создание условий для студенческой социализации: • подготовка студентов к эффективному поведению на рынке труда. • владение навыками участие в коллективной работе, проектной деятельности, развитие студенческих объединений. • стимулирование социальной активности, в том числе в области волонтерской деятельности. 3. Создание условий для профессионального становления: • стимулирование профессиональных интересов и желание повышать свое профессиональное мастерство. • развитие профессионального образования путем гармонизации лучших образовательных практик, в том числе World Skills. Нужны серьезные изменения в системе подготовки воспитателей и учителей, которым необходимо осваивать новые компетенции, и внедрять их в повседневную практику работы с детьми. А для преподавателей педагогических колледжей - это мощный способ организовать продуктивный процесс обучения для детей, которые начинают обучение с различными уровнями знаний, умений. В Российской Федерации в течение последних 10 лет дуальное обучение в терминологии «практикоориентированное обучение» введено в законодательные рамки, в частности, отражено в «Концепции модернизации российского образования», ФГОС СПО, документах, сопровождающих реализацию ФГОС, Профессиональном стандарте«Педагог». На основе нормативно-правовых документов сложились форматы практикоориентированного обучения в среднем профессиональном образовании. Образовательные программы дуального обучения могут и должны реализовываться на основе образовательных программ, разработанных совместно с потенциальными работодателями, региональных инновационных кластеров и отдельных организаций инновационной направленности, различных центров с участием вузов для организации проектной, инжиринговой, творческой деятельности студентов колледжей. Развивается формат сетевого и целевого обучения. Актуально создание совместных комплексных проектов по созданию высококачественного продукта. На основе сформировавшегося представления о практикоориентированном обучении в Севастопольском педагогическом колледже им. П.К. Менькова создана модель системы практикоориентированного профессионального обучения будущих педагогов, основанная на алгоритмическом поэтапном подходе. Методологической основой для модели послужила теория ценностей (аксиологический аспект), учение об общих категориях и закономерностях бытия в единстве с теорией познания и логикой (онтологический аспект) и представление о развитии человека в естественной и искусственной средах (антропологический аспект). Система практикоориентированного обучения в Колледже создана в соответствии с государственным и социальным заказом, новой парадигмой профессионального образования, сутью которой является компетентностный подход. Поэтому образовательный процесс в Колледже наряду с формированием общих и профессиональных компетенций развивает у студентов учебно-познавательные метапрофессиональные качества - организованность, корпоративность, умение работать в команде, волевой самоконтроль, то, что в современной науке называется самоменеджментом. Обязательной составляющей системы практикоориентированного обучения является институализация процесса - создание кафедр и центров, основной деятельностью которых и является активная работа по профориентации обучающихся - в конструировании, планировании и выполнении постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. При создании данной системы практикоориентированного обучения в Колледже проведен SWOT-анализ, позволивший определить результат работы Колледжа в этом направлении и спрогнозировать возможности. Практикоориентированное обучение в Колледже базируется на принципах целеполагания, индивидуализации, продуктивностии ситуативности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, образовательной рефлексии, которые реализуются в образовательном процессе и включают деятельность по профориентации, повышении профессиональной мотивации и рефлексии, в работе по организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам, по оценке качества практической подготовки студентов. Практикоориентированное обучение в Колледже проводится в двух основных направлениях - в процессе учебных занятий и при проведении практик. Базой и основой практикоориентированного обучения является изменение подхода к содержанию образования, что последовательно влечет за собой использование активных и интерактивных технологий в процессе учебных занятий - моделирование педагогических ситуаций, коммуникативно-диалоговая модель обучения, метод проектов, кейс-технология, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, элементы модульной технологии и др., а также внедрение проектного обучения, привлечение к консультированию профессионалов и экспертов, работодателей. Несомненно, положительную стимулирующую роль играет участие студентов в World Skills, профессиональных конкурсах, олимпиадах. Учебная практика включает деловые игры, тренинги, конкурсы, мастер-классы в Колледже, в школах, в детских садах, встречи с работодателями и др. Производственная практика по профилю специальности проводится непосредственно в школах, детских садах, летних оздоровительных лагерях. В систему практикоориентированного обучения входит производственная преддипломная практика студентов в местах возможной будущей работы выпускников. Стандарты и процедуры World Skills на сегодняшний день являются одним из эффективных инструментов оценки качества профессионального образования, позволяющих объективно измерить выполнение требований ФГОС СПО и профстандарта. Стандарты WSI соотносятся с требованиями ISO и измеряют прототип по стандартным для всех процессов характеристикам (субъект, процесс, результат). Если компетенция описывается в стандарте или заявлена в модуле дополнительного образования, то она должна проверятся. Проверке и измерению должны подлежать все составляющие компетенции. В этом заключается единство подхода ФГОС СПО и стандартов WSI. Особенностью проведения оценки по стандартам WS является то, что студенты решают практические задания в соответствии с четкими критериями уровня освоения соответствующей компетенции. Компетенции, которые только внедряются в систему профессиональной подготовки также должны оцениваться по стандартам WS. Использованная литература 1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. - М: Педагогическое общество России, 2016. - 208с. 2. Федяинова Н.В., Хирьянова И.С., Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. - Волгоград: Учитель, 2014. - 175с. 3. http://worldskills.ru/nashi-proektyi/futureskills.html 4. http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/ 5. Данильченко С.Л. Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова: из прошлого в будущее // Общество, наука, образование: тенденции и перспективы развития. Коллективная монография. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - 374 с.