ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В «московский период» своего творчества Я.М.Р. Ленц понимал себя как посредника между двумя культурами, живо интересуясь современными ему социальными и культурными процессами. В кружке Н.И.Новикова писатель, с одной стороны, находит подтверждение своих идей: например, опубликованный в «Прибавлениях» к «Московским ведомостям» трактат «О воспитании и наставлении детей» (1783) выделяет те же проблемы, связанные с профессией «гофмейстеров», что и Ленц, а в московских лекциях И.Г. Шварца отстаиваются представления, близкие к неортодоксальному богословию «Размышлений мирянина» (Meinungen eines Laien, 1775) Ленца. В этих условиях он возвращается к своей драме «Домашний учитель» (Der Hofmeister, 1772), переосмысляя ее в новом социокультурном контексте. С другой стороны, Ленц оказывается вынужден адаптироваться к новому окружению как литератор и автор социально-педагогических проектов, с помощью которых он надеялся способствовать культурному обмену между Российской империей и немецкоязычными странами.