ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Исследования Сергея Григорьевича Кляшторного со всей очевидностью обозначили значительную консолидирующую роль тюркской цивилизации, распространенной на степной территории Евразии с начала I тыс. Археологические открытия последних лет свидетельствуют о более раннем периоде цивилизационного развития этого географического пространства, что дает основание полагать, что тюркская цивилизация является следующим поколением другой, предшествующей ей локальной цивилизации. И такой цивилизацией, на наш взгляд, является тенгрианская цивилизация. Тенгрианская цивилизация по принципу «сыновне-отеческих отношений» (Тойбни Дж.) выступает в качестве порождающей цивилизации не только для тюркской, но и для более поздней монгольской локальной цивилизации. В работе предпринята попытка определить особенности тенгрианской цивилизации в контексте основных цивилизационных признаков: единства религии (тенгрианство), территории, этногенеза, календаря, образа жизни, культуры и искусства. Становление тенгрианской локальной цивилизации можно отнести к периоду мезолита, когда возникают две мировые цивилизации - номадическая и оседлая . Их основные характеристики, также как и их частичное распространение на территории евразийских степей, послужит двумя основными составляющими тенгрианской и позже, тюркской и монгольской локальных цивилизаций. Важным в этот период становится и то, что в это время формируется смешанный европеоидно-монголоидный антропологический тип носителей цивилизации, а также складываются в целостную мировоззренческую систему тенгрианские представления . Тем самым в работе прослеживается номадическое мировое и тенгрианское локальное цивилизационное единство протогенеза тюркского и монгольского миров в период мезолита, неолита и бронзы.