ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Для чего существует философия? Странный вопрос, но не менее странным покажется ответ, когда он окажется ответом на вопрос для чего существует искусство. На что это указывает? Это указывает на изначальное родство философии и искусства, или точнее на общий их источник. Что их объединяет и роднит? Искусство, равно, как и философия призвана перевести человека, как скажет Ф.И. Гиренок, из состояния, в которое его привела природа в состояние, в котором он определяет себя сам. Человек в своем существе – это всегда два существа или точнее два начала, два, так сказать, тела: одно тело для эволюции, другое - для сознания. В первом варианте мы имеем дело с телом, приспособленным для эволюции, как в биологическом, так и социальном смысле. Человек, есть в этом случае разумное существо, как бы сомнительно, на первых взгляд это не казалось. Почему? Потому, что быть разумным значит быть адекватным, быть согласованным с порядком вещей. И в этом смысле разум по своему назначению ближе к инстинкту. Во втором, - человек предстает, как мыслящее существо, мыслящее, но не разумное. Т.к. быть разумным значит, как мы уже сказали, действовать в соответствии с природой или социумом. Быть мыслящим, значит сообразовываться не с природой, но с самим собой, с тем, что положено не в горизонте наличного, данного тебе природой и социумом, но тем, что находиться за пределами того и другого, в горизонтах самого себя. Или иначе - мыслить значит класть себя в основании, мыслить значит воображать, мыслить значит разрывать всякие связи с инстинктами, преодолевать их. Из этого положения, по-новому проливается свет на человека, как на грезящее существо, как на художника, аутиста или, наконец, как на святого, или юродивого, человека обратной перспективы. Определяя юродивого как особый антропологический тип Н.Н. Ростовой будет сказано: «Для него характерно доминирование внутреннего опыта над внешним, редуцирование другого, распятие мира сущего, то есть онтологическая смерть по отношению к нему, жертвование не своим, но собой, то есть непрестанное смещение «я» на периферию, отсутствие внешнего причинения, актуализация невозможного в пространстве символа, мистерии, выражающаяся в иконическом поведении, периферическое сознание, метафизическая нагота, или непосредственность, стремлению к безмолвию, смех над сущим, направленный из трансцендентальной перспективы». Все эти положения довольно точно передают ту область полагания человеческого, в которой и будет пульсировать мысль русского авангарда как у художников в беспредметной живописи (К.Малевич, В.Кандинский, П.Филонов), так и в работах обэриутов (Д.Хармс, А.Веденский и др.). Мыслить это еще выходить за пределы, т.к. согласно М.Фуко, человек начинается не со свободы, но с предела, с линии непреодолимого и невыразимого, стремящегося этот предел преодолеть, прийти к этому бесконтрольному бегству к беспросветному источнику. К. Малевич напишет в своей работе «От кубизма и футуризма к супрематизму»: «Я уничтожил кольцо — горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры».