![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Идея антропоморфного культового образа присутствует в буддизме начиная с рубежа I в. до н.э. и I в. н.э., когда появляются первые иконические изображения Будды. В Китае буддизм даже стал именоваться «религией изображений» (像教 xiàng jiào) — очевидно, что ко второй половине II в. н.э. почитание статуй уже стало неотъемлемой частью буддийских обрядовых практик. Дальнейшую историю развития стилистики китайских буддийских образов можно условно обозначить как движение ко всё большему натуроподобию: от X-XIII вв. сохранились статуи, где этого эффекта сознательно добивались с помощью сочетания таких приёмов как полихромная роспись, инкрустированные глаза, передача пластичных движений. При этом по текстовым источникам нам известно, что уже в IV в. в Китае делали механизированные статуи: на повозки водружались конструкции из фигур, идущих вокруг статуи Будды в центре. Можно найти и другие случаи, когда статуи уподобляются реальному телу. Например, в храме Сэйрё:-дзи в Киото хранится статуя Будды Сяка (Шакьямуни), созданной в Китае в 985 г., внутри которой в 1953 г. было обнаружено множество вложений, в том числе — реплики внутренних органов, сделанные из шёлка. Пожалуй, предельным случаем можно считать практику самомумификации буддийских монахов (яп. 即身仏 сокусимбуцу) — ведь мумифицированные фигуры выставляются на алтаре в качестве молитвенных объектов. Ограничив регион до Японии, в докладе ставится задача рассмотреть разные степени приближения к реальному телу («спектр телесности») в буддийской скульптуре и попытаться выяснить, какие идеи за этим стоят.