ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В разработке и использовании методов и форм коммуникации ранние немецкие романтики были, как и во многом другом, учениками и последователями просветителей. Однако просветители, убежденные и последовательные материалисты механистического толка, направляли свои усилия в области коммуникации на влияние во вне. Эта была коммуникация, описанная Ф.де Соссюром и досконально разработанная Р.Якобсоном. Чаще всего просветительская идеология вступала с предшествующей традицией не в диалог, а в спор, отрицая с точки зрения критического сознания (Кант) положения, которые нельзя было проверить Разумом. Признанные теоретики Иенской школы братья Шлегели заимствовали у просветителей методику свободного обмена мнениями, но, очарованные идеями Фихте, изменили материализму, отдавая предпочтение крайностям субъективного идеализма. В фихтеанстве они нашли путь, в котором им отказали предшественники: человек сам носит в себе весь мир и его законы; изучая свое духовное «Я» он приобщается к познанию абсолюта. Это был путь к абсолютному знанию. И к абсолютной свободе… Вступить на путь «Наукоучения» – не значило принять это положение как уже кем-то данное или согласиться с ним в силу логических аргументов; это значило самому произвести его, породить из собственного духа, а вместе с тем породить и свой дух как таковой, родиться в духе. Осознай свое Я, создай его актом этого создания – таково требование философского обращения (то есть превращения в адепта философской системы – Е.К.). Как и в случае религиозного обращения, тут апеллируют к свободе, к воле, к интеллекту. Именно благодаря солипсизму Фихте романтики открывают для себя неведомый предшественникам принцип коммуникации между «Я» и «Я», когда в результате процесса самоосознания уже известный дискурс приобретает новые смыслы (см. Ю.М.Лотман). Этот более высокий уровень коммуникации позволяет Шлегелям разработать целый ряд дискуссионных методик из которых рождаются известные: 1) техника фрагмента; 2) идея синтеза искусств; 3) создание новой мифологии путем слияния разных мифологических систем, включая и предшествующую историю культуры; 4) синкретизм жанровых форм в романе; 5) романтическая ирония, как развитие идеи «сократовского диалога» с одной стороны и фихтеанского принципа «синтеза абсолютных антитез», которая по самой своей сути является преемницей диалогизма карнавала (Ю.Кристева); 6) новые принципы в издательской деятельности («Атенеум» и «Ликеум»).