ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Первому употреблению термина "философская теология" (theologia philosophica) мы обязаны Фоме Аквинскому. Философская теология в его трудах выступает в качестве предметной области, использующей средства разума для познания природы Бога. Спустя столетия мы можем проследить, как мысль сместилась с доказательств бытия Бога к рас- суждениям о Его природе. [1] Подобные рассуждения выстраиваются, прежде всего, при помощи методов современной аналитической философии. Однако необходимо уточнить, что этим философская теология сегодня не ограничивается. В её проблемное поле вхо- дят не только логические построения вокруг атрибутов Бога, но и проблемы эволюции, авторитета-доверия (в самом широком, познавательном, смысле), теодицеи, морального совершенства и т.д., пристальное рассмотрение которых требует основательной научной подготовки. Здесь неизбежен широкий междисциплинарный подход, использующий мате- риалы биологии и физики. Отдельным особняком в этой области стоит фигура Ричарда Суинберна - крупного ме- тодолога и философа религии. Суинберн в своих трудах "наводит мосты" между условно религиозным опытом и таким, который считается в массовом представлении "научным". В своей книге "Есть ли Бог?" он пытается ответить на ряд традиционных вопросов (напри- мер, почему Бог допускает зло?), оспаривая теоретические положения Стивена Хокинга ("Краткая история времени") и Ричарда Докинза ("Слепой часовщик"). Последние, в свою очередь, стремятся доказать, что представленные ими биологические и физические теории очевидно не указывают на Бога, направляющего мир [2]. В рамках своего доклада автор обратится как к современным классикам современной философской теологии, так и к учёным, считающим, что идее Бога нет места в современ- ной науке