ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Основы современной модели американо-китайского взаимодействия в сфере безопасности закладывались в 1990-е – 2000-е годы. В это время появилась система регулярных консультаций на высшем и высоком [8] уровне, налаживались контакты между армейскими структурами, начатые в период потепления отношений еще в 1980-е гг. Некоторое время (2005-2007 гг.) функционировал формат взаимных визитов представителей американского стратегического командования (STRATCOM) и Второго артиллерийского корпуса НОАК, ответственных за управление ядерными вооружениями. Со стороны США в этих контактах принимали участие министр обороны США Д. Рамсфельд, с китайской стороны - командующий Вторым артиллерийским корпусом генерал Цзин Чжиюань [4: 41-44], однако Китай не проявил заинтересованности в углублении подобного взаимодействия, и консультации постепенно перешли на уровень экспертных обсуждений с опциональным привлечением официальных лиц (1,5-2 track). В рамках политики «Тихоокеанского разворота» администрации Б. Обамы активизировались усилия по укреплению «мер доверия» с целью предупреждения эскалации горячего конфликта в Южно-Китайском море. Эти меры включили увеличение частоты взаимных контактов между ВМФ США и КНР [5: 4], а также создание «кодексов поведения» - меморандумов о понимании по действиям в непредвиденных ситуациях ВМФ и ВВС, уведомлению о предстоящих действиях [6] – мера, актуальная в связи с разным пониманием Вашингтона и Пекина Конвенции ООН по морскому праву. В 2014 г. впервые состоялось участие КНР в американских военно-морских учениях RIMPAC. Кроме того, в период администрации Б. Обамы активизировались контакты на высшем уровне в рамках международных площадок по ядерной безопасности [2]. Тем не менее, не все задуманные проекты успели быть реализованными, и не все начатые – воплощены в полном объёме. Более того, китайская сторона периодически использовала приостановление контактов с целью политического давления на США на фоне американских политических акций, противоречащих линии Пекина (например, приостановление военных контактов в 2010 гг. после очередной поставки американских вооружений на Тайвань). На современном этапе основными проблемами налаживания взаимопонимания с китайской стороны отмечается американское законодательство, ограничивающее военные контакты с КНР, а также политические вопросы по углублению диалога в сфере космической безопасности (согласование текста Договора о милитаризации космоса ), угроз в кибер-пространстве, выступления американских политиков о непрозрачности китайской ядерной программы и пр. Кроме того, на уже сложившийся формат военных контактов способны повлиять кадровые назначения в администрациях и вооруженных силах обеих стран, связанные со сменой власти в США и с углублением реформы Народно-освободительной армии КНР. *** В случае реализации на практике воззрений влиятельных членов команды Д. Трампа (о надобности сворачивания военных контактов [3], общий алармизм в отношении военной модернизации КНР [1, 7]), а также при ужесточении внутреннего законодательства КНР в отношении акватории ЮКМ, призванная предотвращать инциденты из-за непонимания (misunderstanding) система военных контактов может быть трансформирована и подвергнута серьезным проверкам на прочность. Список литературы 1. Bolton J. Next President’s Foreign Policy Priorities // Triblive. 12.11.2016. Available at: http://triblive.com/opinion/featuredcommentary/11449176-74/obama-president-elect (accessed 22.02.2017). 2. Busch N., Pilat F. (eds.) Routledge Handbook of Nuclear Proliferation and Policy. Routledge. London, 2015. 3. Gertz B. Trump’s Pentagon Expected to Curb Military Ties with China / Asia Times. 25.01.2017. Available at: http://www.atimes.com/article/trumps-pentagon-expected-curb-military-ties-china/ (accessed 22.02.2017). 4. Kan S. U.S.-China military Contacts. Issues for Congress. Congressional Research Service. 27.10.2014. Available at: https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/RL32496.pdf (accessed: 22.02.2017). 5. Lawrence S. U.S. – China Relations: An Overview of Policy Issues. Congressional Research Service. 01.08.2013. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R41108.pdf (accessed: 22.02.2017). 6. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China // US Department of Defense. 2016. P. 91. Available at: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2016%20China%20Military%20Power%20Report.pdf (accessed: 25.11.2016). 7. Navarro P. Crouching Tiger: What China’s Militarism Means for the World. Prometheus Books, 2015. 8. Scissors D. U.S. – China Strategic and Economic Dialogue: America Must Lead by Example. The Heritage Foundation. 24.05.2010. Available at: http://www.heritage.org/asia/report/us-china-strategic-and-economic-dialogue-america-must-lead-example (accessed 22.02.2017). .